Тимур Темиралиев,
старший помощник Генерального Прокурора
по расследованию ируководству следственными
группами, кандидат юридических наук
Судебная ветвь власти, правоохранительные и специальные органы, составляющие в совокупности правоохранительную систему Казахстана, призваны обеспечивать и защищать конституционные права человека и гражданина, являющиеся высшими ценностями государства.
За годы независимости в Казахстане создана достаточно эффективная нормативная правовая база, регламентирующая правоохранительную деятельность, продолжается реализация концептуальных документов страны.
Направления развития судебной и правоохранительной деятельности определены в Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 гг., утвержденной Указом ПрезидентаРК от 24 августа 2009 года №858,а также Государственной программе дальнейшей модернизации правоохранительной системына 2014-2020 годы, утвержденной Указом Президента РК от 31 декабря 2013 года №720.
Основополагающим критерием деятельности определено повышение уровня доверия населения к правоохранительной системе, переход от количественных показателей к качественным параметрам.
О совершенствовании судебной системы. Главой государства пристальное внимание уделяется судебному корпусу страны,реализуются его организационные потребности: введена специализация судов, в уголовном судопроизводстве возвращена кассационная инстанция, расширен судебный контроль, в т.ч. путем введения института присяжных заседателей, передачи судам права санкционирования основного числа следственных действий, введения фигуры следственного судьи и др.
Тем самым обеспечиваются правовые установки Концепции правовой политики,в которой в качестве таковых для судебной ветви власти были определены поэтапное расширение судебного контроля, развитие специализации судов и судей, исключение дублирования функций различными судебными инстанциями.
Это обуславливается реализацией судами конституционной функции по отправлению правосудия, в рамках которой обеспечивается защита конституционных прав граждан страны, только в рамках уголовного судопроизводства подводится окончательный итог результатам объемной работы всех органов уголовного преследования.
С учетом изложенного, следует отметить, что достаточные правовые рычаги по надлежащей реализации правосудия имеются, проводится работа по дальнейшему их совершенствованию, основные приоритеты развития судебной системы определены VI Съезде судей (20.11.2013 года), Стратегическом плане Верховного Суда на 2011-2015 гг.
Признавая положительность судебных реформ, полагаем, что вне внимания законодателя остается вопрос повышения социального статуса судей.
Предлагаетсярассмотреть вопрос о внедрении института пожизненного содержания судей при выходе в отставку. По аналогии разрешения этого вопроса по отношению к сотрудникам правоохранительных и специальных органов,возможно определить право судей при выходе в отставку на пожизненное содержание либо пенсию в размере 65% от заработной платы. Обязательным условием для назначения такой выплаты должно явиться наличие стажа работы на государственной службе не менее 20 лет, в т.ч. 10 лет непрерывного стажа в должности судьи.
Примерно в таком ракурсе разрешен данный вопрос в большинстве стран ближнего и дальнего зарубежья; в Казахстане пенсионные выплаты судьям в отставке менее чем в 5-10 раз ранее получаемой ими заработной платы.
О совершенствовании правоохранительных органов.
Органы прокуратуры. В дальнейшем совершенствовании нуждается организация деятельности института специальных прокуроров, которыми расследуются уголовные дела, находящиеся, как правило, на контроле руководства страны.
Сегодня в силу возросшей нагрузки на органы уголовного преследования (в связи с введением нового УПК и УК) проблемой является включение в состав следственных, следственно-оперативных групп, возглавляемых специальными прокурорами, следователей и оперативных сотрудниковдругих правоохранительных и специальных органов.
Осуществление специальными прокурорамидосудебного расследования в непосредственной форме усложняет работу в связи с отсутствием в органах прокуратуры оперативных подразделений, не всегда качественным исполнением иными органами уголовного преследования процессуальных поручений.
В качестве варианта разрешения данной ситуации,предлагается издать указание Генерального Прокурора о порядке взаимодействия спецпрокуроров с органами уголовного преследования.
Актуальность принятия данного нормативного акта обуславливается:
происходящим процессом становления и укрепления функции расследования органов прокуратуры;
повышением эффективности процессуальных и организационных основ при раскрытии и расследовании преступлений, в т.ч. при исполнении поручений спецпрокуроров, данных в порядке УПК (в силу технической оснащенности органов уголовного преследования, наличия оперативных и криминалистических служб, позволяющих устанавливать и задерживать лиц, причастных к совершению преступлений, места нахождения предметов и документов, имеющих значение по делу, осуществлять сбор характеризующих данных, обеспечивать производство следственных действий и др.).
Издание указания существенно повысит роль и ответственность руководителей территориальных подразделений органов уголовного преследования, в т.ч. и прокуратуры за надлежащее межведомственное взаимодействие, будет способствовать повышению авторитета и эффективности досудебного расследования в органах прокуратуры.
Органы внутренних дел (далее - ОВД). Организационному пересмотру должна подлежать деятельность следственных и оперативных подразделений ОВД.
Всевозрастающая нагрузка по новому УПК, необходимость достаточного оперативного сопровождения следственной деятельности, свидетельствует о необходимости объединения данных подразделений, начиная с центрального аппарата и до низовых подразделений ОВД, но с сохранением должностей следователей и оперуполномоченных.
Такое построение сегодня существует в службе экономических расследований Комитета государственных доходов МФ РК, где в управление досудебного расследования входят следственный и оперативный отделы, что позволяет эффективно координировать их деятельность в борьбе с преступностью.
Программной целью Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы определено повышение к ней уровня доверия населения.
На это обращает и Концепция правовой политики, которой в качестве основополагающих приоритетов в деятельности правоохранительных органов обозначены - обеспечение эффективности их деятельности, необходимость определения четких критериев оценки работы, при этом не только по количественным показателям, но и качественным параметрам. Главным показателем деятельности должен стать уровень доверия к ним граждан.
Самую непосредственную роль в реализации указанной цели играют наружние службы ОВД, в т.ч. институт участковых инспекторов полиции(далее - УИП).
Есть все основания полагать, что именно результаты их деятельности берутся за основу при определении рейтинга Глобального индекса конкурентоспособности по показателю «надежность полицейских услуг» (за 2012 год Казахстан имеет снижение на 15 позиций - со 111 до 96).
В этой связи предлагается во главу угла оценки работы участковых инспекторов полиции, определить уровень их узнаваемости и доверия со стороны населения на обслуживаемом участке, как представителю государства – гаранту защиты прав граждан.
Достижение этой цели возможно при переориентировании деятельности УИП от искусственного наращивания показателей в административной сфере, на усиление контроля за обслуживаемым участком(показателями должны определяться владение оперативной обстановкой на участке, численностью проживаемого населения, миграционными потоками и т.п.), исключения из компетенции функции расследования правонарушений в форме дознания.
Результаты деятельности УИП должны на полугодовой основе освещаться на отчетных встречах с жителями обслуживаемого участка, с доведением результатов до руководства областных подразделений.
Это будет соответствовать международным требованиям(ООН, Совет Европы, ОБСЕ), согласно которым оценка эффективности деятельности сотрудника полиции должна в первую очередь учитывать его способность работать с проблемами населения и умение вовлекать жителей в процесс охраны правопорядка.
Именно так поставлена работа в развитых странах. Например, в большинстве полицейских подразделений США, 60-70% времени патрульные офицеры занимаются делами, не связанными с уголовной деятельностью (поиск пропавших людей, разрешение проблем семьи, охрана правопорядка, консультирование граждан).
Интересам обеспечения правопорядка будет отвечать переориентирование служб миграции на активное выявление нарушений миграционного законодательства, реагирование на которые сегодня осуществляется лишь по обращению граждан в ЦОНы, по вопросам прописки, продления виз для пребывания. Такую деятельность необходимо осуществлять в самой тесной связи с УИП(путем совместных рейдов, направления поручений на проверку соблюдения миграционного законодательства при наличии большего числа лиц, прописанных по одному месту жительства – такая информация имеется в базе данных), особенно в тех регионах, где увеличиваются потоки незаконной миграции и остро стоит проблема преступности со стороны мигрантов (г.г.Астана, Алматы).
Эти вопросы возможно отразить в рамках разрабатываемого МВД проекта Общенациональной дорожной карты регулирования внешних и внутренних миграционных процессов.
Кардинальное реформирование правоохранительного блока произведено Указом Президента РК от 6 августа 2014 года №883 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», которым упразднено Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), образованы антикоррупционная служба и служба экономических расследований(далее - СЭР).
Это обуславливалось необходимостью повышения эффективности противодействия коррупции и экономическим преступлениям. Исключению дублирования в деятельности органов уголовного преследования способствовала и передача функции досудебного расследования от таможенных органов службе экономических расследований.
Вместе с тем, вне внимания законодателя остался вопрос социального обеспечения сотрудников СЭР (основной профессиональный костяк которых составляют сотрудники упраздненного АБЭиКП и его территориальных подразделений), главной задачей которых является защита экономических интересов государства, а именно существенное снижение их заработных плат(на 30-35%).
С учетом изложенного, предлагается пересмотреть вопросы повышения денежного содержания сотрудников СЭР.
Полагаем, что в этом случае, возможнобыло бы применить правило сохранения заработных плат лицам, права которых иметь воинские или специальные звания, классные чины и носить форменную одежду были упразднены при данных реорганизациях, со службы и до дня приема на службу прошло не более трех месяцев (не более 10 дней и т.д.), при условии отсутствия у них за указанный период трудовых отношений с иными юридическими (за исключением государственных органов) и физическими лицами, либо установить соответствующие доплаты за квалификационные классы.
О совершенствовании смежных секторов судебной системы.
Оптимизации государственного управления, повышению эффективности деятельности, может способствовать и объединение институтов судебных исполнителей и судебных приставов, либо рассмотрение вопроса об исключении у последних полномочий, присущих судебным исполнителям, с передачей КИСА МЮ РК соответствующих штатных единиц.
Задачами исполнительного производства являются обязательное и своевременное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов.
Среди основных задач, стоящих перед судебными приставами,также определен контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, а также оказание содействия судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов судов и других органов.