С 1 января 2015 года действует новый Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее - УК). В рамках продолжения курса государства на борьбу с коррупцией в уголовном законодательстве нашли своё дальнейшее совершенствование нормы об ответственности за коррупционные преступления, в том числе определения четкого круга субъектов, а также новых запретов и ограничений для лиц, совершивших коррупционные преступления. Изменения коснулись многих положений закона.
Во-первых, значения используемых в новом УК терминов по коррупционным и должностным преступлениям раскрываются в глоссарии. Это придало Кодексу более удобный и понятный формат, а также правовую определенность.
К примеру, глоссарий сейчас содержит термины, которые раньше в УК отсутствовали и определялись Законом РК «О борьбе с коррупцией» и нормативным постановлением Верховного суда. Это:
· «организационно-распорядительные функции» – предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе лицами, а также применять меры поощрения и дисциплинарные взыскания в отношении подчиненных;
· «административно-хозяйственные функции» – предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации.
Кроме того, расширено значение понятия «представитель власти». Теперьэто госслужащий, наделенный в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, в т.ч. сотрудник правоохранительного или специального госоргана, военной полиции, военнослужащий, участвующий в обеспечении общественного порядка.
Также расширена категория лиц, занимающих ответственную государственную должность. Уточнено, что в эту категорию входят депутаты Парламента и судьи, а также включены лица, занимающие административную государственную должность корпуса «А».
Глоссарий подробно разъясняет, кто является лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, кто должностным лицом и кто лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему лицом.
Во-вторых,в новом УК даны четкие понятия и примеры таким терминам, как «тяжкие последствия» и «существенный вред». К примеру, к «тяжким последствиям» в результате коррупционных деяний относится причинение крупного или особо крупного ущерба, а к «существенному вреду» - нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, а также причинение значительного ущерба. Раньше эти квалифицирующие признаки также содержались в диспозициях коррупционных статей старого УК, но нигде не разъяснялось, что именно относить к тяжким последствиям, а что к существенному вреду.
В-третьих,в статьях о получении и дачи взятки появился новый квалифицирующий признак «значительный размер». Значительный размер - это сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от 50 до 3000 тысяч месячных расчетных показателей(в 2015 году 1 МРП составляет 1982 тенге).
Увеличены также минимальные и максимальные пороги пределов крупного и особо крупного размера взятки. Если в прежнем УК крупным размером взятки признавалась сумма свыше 500 МРП, то в новом кодексе - от 3000 до 10000 МРП. Особо крупной взяткой считается сумма, превышающая 10000 МРП (раньше была - от 2000 МРП).
В-четвертых,новый УК усилил ответственность лиц, совершивших коррупционные преступления, в том числе путем введения ряда запретов и ограничений.
Если ранее лишениеправа занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельностьприменялось на срок до 7 лет, то теперь этот вид дополнительного наказания за коррупционные преступления назначается обязательно и пожизненно. Коррупционерам навсегда закрывается путь к работе:
· на государственнойслужбе;
· в судебной системе (судьей);
· в органах местного самоуправления;
· в Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах;
· в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%;
· в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более 50% голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им;
· в юридических лицах, более 50% голосующих акций (долей участия) которых принадлежат указанным дочерним организациям.
Клицам, совершившим коррупционные преступления, не применяется условное осуждение, а также на них не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением, установлением поручительства, истечением срока давности преступления и приговора.Теперь по всем составам коррупционных преступлений санкции статей предусматривают конфискацию имущества.
В отношении осужденных коррупционеров, кто имел государственные награды, специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, новый закон обязывает суды вносить представления об их лишении. Ранее это было правом суда.
Должностных лиц иностранного государства или международной организации новый УК определил в качестве субъектов получения и дачи взятки прямо в диспозиции статей 366 и 367 УК.
Ни одна санкция за взяточничество нынене предусматривает такое наказание, как ограничение свободы, которое отбывается осужденным по месту жительства без изоляции от общества.
Получение или дача взятки, совершенные преступной группой, стали особо тяжкими преступлениями. Ранее эти составы относились к категории тяжких преступлений.
В-пятых,за получение, дачу взятки и за посредничество в них предусмотрено новое наказание – штраф, кратный сумме взятки. Кратный штраф, как альтернативное наказание, введен во всех санкциях статей за взяточничество, тогда как ранее по квалифицированным составам применялось только лишение свободы.
К примеру, за получение взятки без квалифицирующих признаков предусмотрен штраф в размере 50-кратной суммы взятки(20-кратный размер за дачу взятки). За получение взятки в значительном размере –штраф в размере 60-кратной суммы взятки (30-кратный - за дачу взятки), в крупном размере – 70-кратный (40-кратный - за дачу взятки), в особо крупном размере –80-кратный (50-кратный - за дачу взятки).
В целом, новеллы УК применяются повсеместно, практика нарабатывается и корректируется. Безусловно, с учетом правоприменительной практики возможны и поправки в новый кодекс.При совершенствовании антикоррупционной политикииспользуется опыт зарубежных стран, но с учетом специфики национального законодательства.
Аслан Аталыков,
заместитель начальника Управления 10-го Департамента
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан