Сегодня состоялось расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры, посвященное обсуждению итогов работы за первое полугодие текущего года и определению приоритетных направлений деятельности на предстоящий период.
В работе коллегии приняли участие ответственные работники Администрации Президента, члены Общественного совета при Генеральной прокуратуре.
В ходе совещания cостоялся детальный анализ состояния законности и практики прокурорского надзора, подняты проблемные вопросы, требующие своего решения, обозначены приоритетные задачи на перспективу.
Вступительное слово Генерального Прокурора Асхата Даулбаева
За отчетный период, выполняя свою конституционную функцию по обеспечению законности и правопорядка в стране, органы прокуратуры были ориентированы на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства.
Обеспечено качественное исполнение поручений Главы государства и всех програмных документов.
На сегодняшний день одной из самых важных задач является реализация озвученных Президентом пяти институциональных реформ и Плана нации «100 шагов».
Генеральная прокуратура принимает самое активное участие в реализации этих поистине эпохальных реформ.
С учетом надзорной практики мы подготовили пакет предложений по реформированию системы госуправления, правосудия, в том числе органов прокуратуры, а также обеспечения принципа верховенства закона, которые поддержаны Национальной комиссией по модернизации.
В их числе, предложения по усовершенствованию института присяжных, поэтапной передаче следственным судьям функций прокуратуры по санкционированию следственных действий, сокращению участия прокурора в суде по отдельным категориям гражданско-правовых споров.
Более того, в целях укрепления правосудия, мы готовы и дальше передавать судебной системе, по мере ее становления, отдельные функции прокуратуры. Это позволит обеспечить в судах баланс между обвинением и защитой.
Все мы понимаем, что от этих реформ зависит успешное развитие и будущее нашей страны. Поэтому обращаясь ко всем сотрудникам органов прокуратуры, требую со всей ответственностью подойти к исполнению инициатив Главы государства.
Реализация столь значимых для страны реформ невозможна без участия общественности.
В этой связи, поручаю Аппарату создать интернет-сайт, на котором любой человек мог бы оставить свои предложения по проводимым реформам и совершенствованию законодательства.
По моему мнению, каждый гражданин должен принять самое активное участие в этой работе, взяв на себя ответственность за будущее нации.
Особое место отводится средствам массовой информации. Государственные органы не должны бояться освещать свою работу. Прозрачность и открытость для СМИ является гарантией от проявлений коррупции и нарушений законности.
Понимая это, мы в числе первых пересмотрели формат взаимодействия со СМИ и гражданским обществом.
В настоящее время прокурорами проводится широкая праворазъяснительная работа. В результате, официальный сайт прокуратуры среди лидеров по информационному наполнению.
Видеролики Генеральной прокуратуры правового характера широко представлены на телевидении и в социальных сетях. Поручаю продолжить эту работу в том же темпе.
Призываю все средства массовой информации и дальше реагировать на факты правонарушений, поскольку я убежден, что это способствует прозрачности работы всего госаппарата.
Вместе с тем, при публикации материалов необходимо строго придерживаться морально-этических принципов и требований действующего законодательства.
В работе с общественностью мы также отошли от формального подхода.
Сегодня в Общественные советы при органах прокуратуры входят наиболее узнаваемые и авторитетные люди, которые участвуют в работе практически всех наших официальных мероприятий.
В повестке дня Общественных советов широкий спектр актуальных вопросов правоохранительного блока. Так, недавно на заседании Совета при Генеральной прокуратуре обсуждена реализация Концепции кадровой политики правоохранительных органов Республики Казахстан.
Аналогично на общественных советах при прокуратурах областей рассматриваются наиболее важные проблемы регионального характера и оценивается наша работа.
Таким образом, Общественные советы осуществляют так необходимый сегодня гражданский контроль за деятельностью органов прокуратуры.
С начала года правоохранительная система страны функционирует в рамках новой модели уголовного и административного законодательства.
В этой связи, были предприняты максимальные меры по обеспечению эффективного и безболезненного перехода к работе в новых условиях.
Практически «с нуля» создан Единый реестр досудебных расследований, в котором регистрируются все заявления и сообщения, имеющие признаки уголовных правонарушений.
Это позволило упростить начальную стадию уголовного процесса, повысить эффективность досудебных расследований, сократить факты манипуляций со статистикой.
В результате, в первом полугодии наблюдается рост регистрации досудебных расследований по сравнению с количеством зарегистрированных за аналогичный период 2014 года преступлений на 25,9%.
Этот показатель, в большей степени обусловлен изменившейся системой учета уголовных правонарушений, а не ухудшением криминогенной ситуации.
Количество уголовных правонарушений небольшой тяжести возросло на 109,2%, тяжкой категории – на 11,4% и особо тяжких видов – на 8,5%.
Незначительно снизилось число уголовных правонарушений средней тяжести – на 2,6%.
При этом на 20,6% возросла раскрываемость особо тяжких преступлений и на 13% тяжких видов.
Принятые меры по обеспечению законности и правопорядка на улицах повлекли снижение преступлений, совершаемых в общественных местах на 5%, а также грабежей – на 9,9% и разбоев – на 3% (чаще всего совершаются в общественных местах).
В условиях нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства успешно заработали новые институты.
Широкое применение согласительной процедуры (ч.4 ст.617 УПК) существенно сократило время расследования и судебного рассмотрения дел.
В первом полугодии в таком порядке прокурорами направлены в суд уголовные дела в отношении 1412 лиц. Вместо положенных 10 суток, такие дела рассматривались судами практически в течение 1-2-х дней. Раньше они рассматривались не менее месяца.
Ускоренный порядок окончания досудебного расследования позволил оперативно закончить расследование и направить в суд свыше 9 тыс. дел, что составляет 34% от всех направленных в суд.
В результате активного внедрения института примирения на 35% возросло количество дел, прекращенных по нереабилитирующим основаниям, на 10% снизилось общее количество дел, направленных в суд.
Институт процессуальных прокуроров позволил повысить эффективность прокурорского надзора за следствием.
С начала года процессуальные прокуроры вступили в процесс по 604 наиболее значимым уголовным делам и половина из них уже в суде.
Внедрение двухзвенной системы уголовно наказуемых деяний, состоящей из преступлений и проступков, позволило повысить эффективность профилактики правонарушений, а также усилить гарантии соблюдения прав граждан на защиту от обвинения.
Таким образом, прогрессивные новеллы уголовного судопроизводства позволили существенно сократить нагрузку на органы следствия и суды.
Как и прежде, одним из главных приоритетов надзорной деятельности остается защита конституционных прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства.
Принятыми мерами мы добились снижения на 21% числа лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.
На четверть снизились аресты. Расширена практика применения залога. В первом полугодии этот показатель увеличился в 4 раза. Арест избирается лишь в случаях, когда применение других мер пресечения невозможно.
Прокурорами защищены конституционные права 989 граждан, в отношении которых прекращены незаконные оперативно-розыскные мероприятия и негласные следственные действия или отказано в санкции на их проведение.
На заседаниях Координационного совета правоохранительные и иные уполномоченные органы ориентированы на активизацию работы по делам против половой неприкосновенности, особенно несовершеннолетних, а также по формированию в обществе принципа «нулевой терпимости» к беспорядку и правонарушениям.
Выработаны конкретные меры, направленные на повышение результативности этой работы и эффективности профилактики преступности.
Все решения Координационного совета находятся на моем личном контроле.
В первом полугодии прокурорами принято участие при рассмотрении 162 тыс. уголовных, гражданских и административных дел.
По протестам прокуроров приведены в соответствие с законом приговоры в отношении 512 лиц. При этом положение 87 осужденных улучшилось.
По протестам прокуроров также отменены и изменены 955 судебных актов по гражданским и административным делам. Тем самым, восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства.
После прокурорского вмешательства исполнены судебные решения о взыскании в доход государства 10 млрд. тенге, в пользу граждан и юридических лиц 1 млрд. тенге, в том числе заработной платы на 458 млн. тенге.
Уже полгода пенитенциарная система работает по новому Уголовно-исполнительному кодексу. Прогрессивная система наказаний с введением шестиступенчатой оценки поведения осужденных стимулирует их к законопослушному поведению.
Расширена практика применения стимулирующих мер в виде условно-досрочного освобождения и замены наказаний более мягким видом. Сегодня удовлетворяются 67% таких ходатайств.
Наряду с реализацией этих задач, органами прокуратуры обеспечивалась эффективная защита законных прав и интересов граждан, социально-уязвимых слоев населения, предпринимателей и государства.
Принимались активные меры по противодействию коррупционным и экстремистским проявлениям.
Слаженной работой прокуроров со всеми уполномоченными органами удалось обеспечить законность при проведении внеочередных выборов Президента Республики Казахстан, а также депутатов маслихатов (вместо выбывших).
В целом в социально-экономической сфере прокурорами выявлены и приняты меры к устранению свыше 245 тыс. нарушений законности. Отменено и изменено свыше 11 тыс. постановлений об административных правонарушениях и 12 тыс. незаконных актов, в том числе 172 нормативных правовых акта.
К различным видам ответственности привлечены более 35 тыс. виновных лиц. По 457 уголовным правонарушениям начато досудебное расследование.
Только в социально-экономической сфере восстановлены конституционные права свыше 314 тыс. граждан. Защищены права 228 тыс. несовершеннолетних.
Последовательно выполняется поручение Президента по защите прав граждан в сфере оплаты труда.
В первом полугодии по актам прокуроров в пользу работников взыскано 4 млрд. тенге. В 142 предприятиях задолженность погашена полностью. В общей сложности защищены права 59 тыс. работников.
Необходимо отметить работу прокуратур города Алматы и Карагандинской области, которыми обеспечено погашение более 271 млн. тенге по проблемным предприятиям.
Продолжается работа по исполнению поручения Президента по возврату неиспользуемых земель в государственую собственность.
Проверки показали, что несоблюдение уполномоченными органами земельного законодательства привело к незаконному распределению участков, самовольной застройке не предназначенных для строительства территорий и дефициту аграрных земель.
Принятыми мерами в госсобственность возвращены 608 земельных участков площадью свыше 540 тыс. га кадастровой стоимостью около 17 млрд. тенге.
На особый контроль взяты вопросы охраны земель от деградации.
В сфере защиты прав предпринимателей прокурорами выявлено и устранено более 10 тыс. нарушений законности.
Защищены права 6 тыс. субъектов бизнеса, а за их нарушение к различным видам ответственности привлечены 530 должностных лиц.
Также в первом полугодии усилия прокуратуры были направлены на устранение различных административных барьеров.
Выявлены факты нарушений монополистами сроков рассмотрения заявлений, незаконных отказов в выдаче техусловий и установления необоснованных требований.
К примеру, в Темиртау одно из городских ТОО при выдаче технических условий требовало от предпринимателей получение предварительного заключения несуществующего РГП.
Предприниматели направлялись в офис, где под ложной вывеской предприятия осуществляло деятельность частное лицо, которое взимало с них до 250 тыс. тенге. Таким способом были обмануты 728 субъектов бизнеса.
Прокуратурой эта незаконная схема была пресечена, ведется уголовное расследование.
На особом контроле находились вопросы защиты материальных интересов государства. В бюджет возмещен ущерб на сумму 41 млрд. тенге.
Особо следует отметить достижения Главной транспортной прокуратуры, а также прокуроров Атырауской и Мангистауской областей.
Активная упреждающая работа проведена в сфере государственных закупок. Органам прокуратуры удалось предотвратить причинение ущерба экономическим интересам государства на сумму 16 млрд. тенге.
Здесь отличились Главная транспортная прокуратура, прокуроры Алматинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Акмолинской, Костанайской областей и города Астаны.
По линии борьбы с теневой экономикой по искам прокуроров прекращена деятельность 143 лжепредприятий, которые причинили ущерб государству на 25 млрд. тенге, из них 6 млрд. уже взысканы по принятым нами мерам.
В соответствии с поручением Главы государства особое внимание уделено надзору в сфере предоставления образовательных услуг.
В ходе прокурорских проверок вскрыты многочисленные системные нарушения в деятельности уполномоченных органов и частных ВУЗов.
По представлению Генеральной прокуратуры Правительством принимаются меры по наведению порядка в этом вопросе.
Активизирована работа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.
По мерам реагирования прокуроров уполномоченными органами в судебном порядке признаны незаконными 199 публикаций в интернете. В досудебном порядке удалены незаконные материалы на 6 интернет-ресурсах.
Обеспечивается тесное взаимодействие в этой сфере с международным сообществом.
30 июня совместно с американской стороной проведена региональная конференция стран Центральной и Южной Азии по борьбе с насильственным экстремизмом по результатам которой были выработаны конкретные рекомендации.
* * *
Международное сотрудничество развивается и по другим направлениям.
Только в первом полугодии нами подписано и ратифицировано 12 международных договоров.
Заключены договоры о правовой помощи с Монако, США, Венгрией, о правовой помощи и выдаче преступников с Италией, а также о передаче осужденных с Индией.
Ратифицированы договоры о передаче осужденных и выдаче с Венгрией, о выдаче с Румынией и Болгарией и об оказании правовой помощи с США.
* * *
На постоянном контроле находятся вопросы качественного рассмотрения обращений.
В первом полугодии в прокуратуру обратились более 156 тыс. граждан и юридических лиц.
По каждому обращению проведены проверки с принятием мер прокурорского реагирования, разъяснены права и обязанности лиц.
По результатам рассмотрения обращений восстановлены права 12 тыс. граждан.
Продолжается реализация Государственной программы модернизации правоохранительной системы, главным индикатором которой является доверие населения.
Важным её этапом стало создание Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, в структуре которой будут образованы три института. Институт повышения профессионального уровня нацелен на подготовку руководящих кадров правоохранительной системы, состоящих в
Президентском резерве. Слушатели будут обучаться основам управленческой деятельности и современным организационно-инновационным технологиям.
Там же предусмотрена подготовка, переподготовка и повышение квалификации всех силовиков.
Институт послевузовского образования обеспечит работу профильной, научно-педагогической магистратуры и докторантуры с учетом специфики правоохранительной деятельности. Впервые в стране под крышей Академии будет функционировать Межведомственный научно-исследовательский институт, который обеспечит координацию всех научных криминологических исследований с учетом потребностей практики.
Уверен, что Академия успешно справится с поставленной задачей по формированию правоохранительных кадров новой формации.
Сделано немало.
Вместе с тем, во втором полугодии прокуратуре предстоит реализация множества других ответственных и серьезных задач.
В первую очередь – это качественное исполнение поручений Главы государства- Лидера нации по инициированым им пяти институциональным реформам и 100 конкретным шагам.
Предстоящие реформы потребуют от прокуроров дальнейшего изменения подходов к надзорной работе.
Приоритетной задачей является пополнение государственной казны мерами прокурорского реагирования, а также усиление надзора в сфере расходования бюджетных средств.
На первый план также выдвигаются вопросы защиты семьи, материнства и детства, прав детей-сирот. Эта сфера является очень актуальной и значимой для нашего общества, поэтому повышенное внимание ей уделяется и со стороны Главы государства.
На постоянном контроле должны находиться вопросы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, борьбы с коррупцией, экстремизмом, профилактики правонарушений, оздоровления криминогенной ситуации, а также проблемы экологической безопасности.
Кроме того, очень важны вопросы изменения форм и методов надзорной деятельности, поэтапного перехода на камеральные методы работы, в том числе с использованием возможностей новых информационных технологий.