Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила) подробно закрепляются права потребителя коммунальных услуг.
На основании положений п.п. «д» ст. 33 Правил потребитель имеет право: требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или превышения допустимых перерывов размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в следующем порядке:
- по электроснабжению допускается перерыв в течение 2-х часов при наличии двух независимых источников питания и 24 часов при наличии одного источника питания. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;
- по холодному водоснабжению допускается перерыв в подаче холодной воды 8 часов суммарно в течение месяца, 4 часа единовременно при аварийных ситуациях. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи воды (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;
- по горячему водоснабжению допускается перерыв в подаче горячей воды 8 часов суммарно в течение месяца, 4 часа единовременно при аварийных ситуациях и 24 часа подряд при авариях на тупиковой магистрали.
За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При снижении температуры горячей воды ниже 40 °С оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду;
На основании п. 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, которыми могут быть:
- копия командировочного удостоверения с приложением копий проездных билетов;
- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- проездные билеты, оформленные на имя потребителя;
- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
- иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Если исполнитель в добровольном порядке отказывается произвести перерасчет платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) возместить ущерб, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 28, частями 7 и 10 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса иск в суд направляется по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии со ст. 89 ГПК и ст. 17 Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Если вы самостоятельно не готовы заявить о своих правах и оформить претензию исполнителю коммунальных услуг, вы вправе получить необходимую консультацию в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по адресу: г. Оренбург, ул. Кирова, 48, каб. № 101, тел. 77-10-74.