(Город Казань KZN.RU, 18 ноября, Зиля Гайфи). В Казани презентовали проект комплексной схемы организации дорожного движения на 2014-2020 годы с перспективой до 2030 года. КСОДД позволит усовершенствовать организацию движения на улично-дорожной сети Казани – снизить количество заторов, увеличить скорость движения личного и общественного транспорта, повысить безопасность дорожного движения и качество транспортного обслуживания, снизить объемы парниковых выбросов, создать комфортную транспортную среду для жителей и гостей города.
В расширенном заседании, прошедшем в столичной Ратуше, приняли участие Мэр Казани Ильсур Метшин, представители Программы развития ООН, Министерства транспорта РФ, Кабинета министров РТ, главы администраций районов, руководители структурных подразделений Исполкома, члены рабочей группы и представители проектных, транспортных и общественных организаций.
Разработкой проекта комплексной схемы организации дорожного движения на 2014-2020 годы с перспективой до 2030 года занимается Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. По словам замруководителя Департамента транспортных систем – начальника отдела транспортного моделирования ИТС (НИПИ ТРТИ) Станислава Володченко, было проведено 78 точечных транспортных обследований, 14 автоматических суточных обследований, 37 обследований пешеходного движения и 30 замеров плотности и интенсивности движения. В результате была разработана комплексная модель города, которая позволила выявить основные проблемы транспортной инфраструктуры.
Увеличение нагрузки на улично-дорожную сеть Казани специалисты объясняют недостаточной обеспеченностью города сетью магистральных улиц и дорог, особенно на периферийных участках. Так, плотность магистральной сети по городу составляет 1,33 км на один кв.км, а рекомендуемый уровень колеблется в пределах 2,2-2,4 км. Также среди недостатков транспортной системы города – невысокая связность магистральной сети с распределительной сетью дорог, наличие большого количества барьерных мест, сосредоточение интенсивных транспортных потоков на нескольких основных магистралях, несоответствие режимов светофорного регулирования на отдельных перекрестках, несоответствие локальных схем организации дорожного движения существующей интенсивности движения и недостаточная организация пешеходного движения в центре города.
Анализ транспортных узлов города показал, что на сегодняшней день на дорогах Казани имеется 70 постоянных заторовых участков, средняя скорость движения на которых составляет менее 20 км в час. «На данный момент в пиковые часы в городе перегружено более 30% улично-дорожной сети. Если не будет предпринято никаких мер, то уже через 5 лет средняя загрузка улично-дорожной сети города возрастет до 70%. К 2030 году с учетом роста уровня автомобилизации этот показатель составит до 75%. Средняя скорость движения уже после 2020 года выйдет за рамки комфортной и приблизится к 20 км в час», - говорит Станислав Володченко.
По прогнозам, в Казани к 2030 году на тысячу жителей будет приходиться около 400 автомобилей, тогда как сейчас соотношение составляет 300 машин на тысячу жителей. По результатам анализа транспортной модели, к 2020 году прогнозируется серьезный рост загрузки на магистралях Авиастроительного района, Горьковском шоссе, прибрежной линии застройки вдоль Волги, а также на магистралях юга и юго-востока Казани, на пересечении с пр.Победы (Солнечный город и т.д.). Нагрузка на улично-дорожную сеть будет не только расти, но и смещаться из центра в периферийную часть.
Для решения транспортных проблем Казани специалисты института предлагают три варианта реализации КСОДД в зависимости от возможностей городского и регионального бюджетов – минимальный, средний и максимальный. Минимальный вариант предполагает проведение локальных и наиболее рейтинговых мероприятий – оптимизацию режимов светофорного регулирования на 11 участках, реконструкцию 28 перекрестков, продолжение обустройства транспортных развязок, создание схемы приоритетного движения для общественного транспорта и формирование парковочного пространства. Средний и максимальный варианты включают в себя все мероприятия минимального варианта, дополнительно предусматривается развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры, развитие системы движения грузового транспорта.
В работе предлагается концепция развития единого городского парковочного пространства на УДС: 2015 год – 1250 машиномест, 2016 год – 1920 машиномест. Также предлагается устройство семи перехватывающих парковок общей емкостью 3400 машиномест.
Проект КСОДД Казани уже прошел экспертную оценку. Так, по словам менеджера проекта ПРООН, члена рабочей группы Николая Харитошкина, КСОДД Казани является первой в России схемой, разработанной с учетом выброса парниковых газов, поэтому Казань является в этой области городом-пионером. Следующим этапом станет внедрение в городе системы мониторинга выброса парниковых газов, также продолжится работа по развитию системы общественного транспорта. На следующий год планируется проведение летней общеобразовательной школы, посвященной транспортному планированию.
Уникальным для нашей транспортной действительности назвал проект КСОДД Казани консультант по мониторингу выбросов парниковых газов Юрий Трофименко. По его словам, при всей сложности выполнения работ вся суть проекта сводится в итоге к тезису «добраться от пункта А до пункта В комфортно и безопасно». Также необходимо учитывать опыт передовых стран, в которых новая транспортная политика подчиняется принципу мультимодальной мобильности.
Заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич в свою очередь отметил, что проект КСОДД необходимо будет актуализировать каждые шесть лет. Это связано как с ежегодным изменением дорожной ситуации, так и с разработкой генерального плана города.
Какой из вариантов реализации КСОДД будет выбран, зависит от финансовых возможностей города и республики. По прогнозам экспертов, реализация максимального варианта КСОДД позволит до 2030 года добиться увеличения средней скорости движения на 8 км/ч, снизить на 9 минут среднее время поездки, сократить на 1,23 км дальность поездки, уменьшить число заторовых участков на 53%, увеличить протяженность магистралей на 119,5 км, отремонтировать 31,4 км дорог, снизить количество барьерных узлов на 40 единиц, к 2030 году уменьшить количество вредных выбросов на 30%.
Окончательный вариант проекта КСОДД с учетом замечаний экспертов размещен в открытом доступе на сайте kazantransport.ru.