В Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области продолжают поступать обращения граждан на нарушение сроков передачи мебели. За 1-е полугодие 2016 года поступило 15 письменных обращений по поводу нарушения сроков передачи предварительно оплаченной мебели ИП Пакониной Н.С., осуществляющей свою деятельность в магазинах «Много мебели».
В связи с актуальностью проблемы Управление разъясняет последствия нарушения продавцом срока предварительно оплаченного товара потребителю, которые регулируются статьей 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии с указанной статьей, договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.
В случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.
Сумма неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня их предъявления.
Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы (имеющей чрезвычайный и непредотвратимый характер) или по вине потребителя.
Для возможности взыскания неустойки потребителям при получении товара, поставленного с нарушением установленных сроков, необходимо документально зафиксировать фактическую дату передачи (в акте приема-передачи и т.п.) и направить продавцу требование о выплате неустойки. В случае если продавец откажется от принятия претензии, потребитель вправе направить ее посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
При неудовлетворении требования в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.