Хочется выразить благодарность В. Никитину за статью «Последнее оружие», опубликованную в газете «Южный Урал» 18 и 25 марта. В преддверии празднования 75-летия Великой Победы эта статья является особенно актуальной и значимой.
Автор ответственно подошел к теме войны, кропотливо собрал все сохранившиеся к настоящему времени материалы о жизни Александра Матросова в Оренбуржье и выяснил, как сохраняется память о нем в селах. Провел исследование всех имеющихся, даже самых незначительных воспоминаний о Герое. Уточнил детали непростой судьбы человека, решившегося пойти на смерть ради других.
Воин Михаил
Статья В. Никитина неожиданно коснулась нашей семьи. Мой дядя Ключанин Михаил Семенович учился вместе с Александром Матросовом, оба погибли на Калининском фронте.
Из семейных воспоминаний:
Миша родился 12 июля 1924 года в селе Сара Кувандыкского района.
В 1930-м семья, спасаясь от коллективизации, переехала на станцию Сара, затем на 10-й разъезд, где началось строительство медно-серного комбината.
Мальчик рос непоседой, был любознательным и дружелюбным. Очень любил немое кино с Чарли Чаплиным, подражал ему. Дружили они пятеро мальчишек, дома не сидели, облазили все окрестные горы и пещеры. Но только один из них вернулся с войны.
Михаил окончил школу-семилетку, полгода учился на курсах в Оренбурге, потом работал на почте счетоводом. Когда началась война, в Медногорск эвакуировали Тульский оружейный завод, и Миша стал работать на заводе, у станка.
В сентябре 1942-го его призвали в армию и направили в Краснохолмское военно-пехотное училище. Бабушка ездила к нему два или три раза, возила продукты. Проучился он полгода, получил звание командира отделения и на фронт тем же путем, что и Александр Матросов. Михаил написал всего пять писем-треугольничков, из которых выяснилось, что в Краснохолмском училище они, медногорские, держались втроем.
Из письма от 10.01.43 г.:
«Посылку я вашу получил, которую послали 31 числа. Встретили Шустову тетю, были очень рады. Живем мы все трое вместе по-прежнему, дружим и делимся во всем. Сейчас у нас, кто выходит на занятия в поле, дают валенки, фуфайки и стеганые брюки. Насчет зимы не так страшно. Говорят, что будем заниматься до 6 апреля, но точно не знаем. Поэтому не расстраивайтесь пока. Времени свободного почти нет. Насчет подробностей справитесь у тети Шустовой».
Из письма от 6.02.43 г.:
«Письмо пишу вам из Москвы с дороги. Едем благополучно. Кормят хорошо. Следующее письмо пишу из Калинина. Затем до свидания. Целую Вас всех. Ваш сын».
Из письма от 13.02.43 г.:
«Доехали мы благополучно. Находимся еще в тылу, но дней через 20 пойдем в бой. Живем сейчас в лесу в землянках, кормят хорошо. Находимся пока в одном месте все трое, но может быть, разойдемся. Мама, обо мне не расстраивайтесь. Мы будем надеяться на свою судьбу, работаю здесь командиром отделения. Адрес: 2214 полевая почта. Часть 85».
Друзья-однополчане
Только один из трех друзей, Кубышкин, вернулся с войны и рассказал бабушке:
«До линии фронта шли пешком. 26 февраля в первом же бою при взятии деревни Чернушки Михаил подорвался на мине, ему оторвало ногу, но он пытался как-то прыгать на одной ноге. Бойцы отступили, а когда вернулись, то его на том месте уже не нашли. Может быть, истек кровью или снарядом накрыло».
Похоронки так и не было. Бабушка очень переживала, дома дела запустила, стала часто ходить в церковь. Страдало и плакало материнское сердце по единственному сыну, которого так и не дождались с войны. Пропал без вести…
Очерк Никитина подтолкнул меня к дальнейшим поискам. Вернувшегося с фронта однополчанина нашла на сайте «Подвиг народа»:
«Кубышкин Алексей Егорович, 1924 г.р., уроженец х. Симбирского Кугарчинского района Башкирской АССР, призван из Медногорского ГВК в 1942 г. Гвардии ст. сержант, командир орудия 45-мм батареи, награжден медалью «За отвагу» за то, что в боях в районе д. Дверише Спас-Деменского района Смоленской области, 12.08.1943 г. во время контратаки противника, смело и решительно командуя орудием, уничтожил два танка и одну бронемашину противника».
Из приказа по 258 Гвардейскому Стрелковому полку 56 Гвардейской Стрелковой дивизии от 27.08.43
В юбилейной картотеке награждений от 6 апреля 1985 года - орден Отечественной войны I степени.
Указан даже адрес: ул. Ключевая, 18. На этой улице в доме №26 прошло и мое раннее детство.
На этом же сайте обнаружила информацию об их сослуживце Шустове, к которому в Краснохолм приезжала мама.
«Шустов Иван Алексеевич, 1924 г.р., уроженец с. Блява Кувандыкского района, призван из Медногорского ГВК в 1942 г.
Мл. сержант, пулеметчик 1-й пульроты отд. пульбата 54-й отдельной стрелк. бригады, награжден медалью «За отвагу» за то, что при прорыве немецкой обороны 2.02.1944 г., будучи ординарцем у командира роты, выполнял обязанности связного. Быстро и четко передавал приказания взводам, чем обеспечил хорошее управление.
3.02.1944 г. в бою за д. Дроздово в напряженный момент боя вышел из строя расчет. Выполняя приказ командира роты, он под сильным арт.-мин. обстрелом противника пробрался к пулемету и открыл огонь по огневым точкам противника, уничтожил за время боев более 20 гитлеровцев.
6.02.1944 г. был на поле боя ранен».
В наградном листе указано, что Иван Шустов был ранен 26.02.1943 г., т.е. в боях за деревню Чернушки, в одном из которых погиб Александр Матросов.
В документе от 11.07.1944 г.:
«Сержант, пулеметчик-наводчик 54 стр. бригады. Ранения: 2 раза. Гражданская специальность: токарь завода № 314. Адрес: г. Медногорск, ул. Плановая, 16».
В юбилейной картотеке награждений от 1.08.1986 г. - орден Отечественной войны I степени.
Александр Матросов не один
На сайте «Память народа» я просмотрела все имеющиеся документы о Герое Матросове. В списке безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 91-го осбр полка под № 10 указан Матросов Александр Матвеевич, 1924 г.р., красноармеец, призван Кировским РВК г. Уфы, 27.02.1943 г. убит. Адрес жены или родителей: г. Уфа Д.Т.К. НКВД, барак 19, Матросовой тете.
В очерке «Последнее оружие» сказано:
«В детской трудовой колонии Уфы вскоре стал работать помощником воспитателя». Возможно, тетя Александра Матросова, жившая в бараке №19, трудилась в детской колонии воспитателем? У краеведов есть повод для дальнейших исследований…
В именном списке потерь неожиданно обратила внимание на фамилию под №6 – Копылов, которую встречала среди участников крестьянского восстания в Орском уезде 1920-21 г.г.
Затем нашла остальных красноармейцев, призванных из Чкаловской области – всего 12 человек. Все 1924 года рождения, убиты и похоронены в районе д. Чернушки.
Вот их имена:
26.02.43 г.:
- Кошелев П.С., Грачевский РВК, Грачевский р-н, Новоандреевка;
- Ткаченко Николай Давыдович, Державинский РВК, Державинский р-н, с. Ново-Александровка;
27.02.43 г.:
- Золотов А.М., Лиговский РВК, Ивановский р-н, Александровка;
- Копылов С.П., Орский ГВК, Кр. партизанский зерносовхоз;
- Миронов А.В., мл. серж., Чкаловский РВК;
28.02.43 г.:
- Полицкий Борис Львович, Адамовский РВК;
- Дедов Мих. Сергеевич, Абдулинский РВК, г. Абдулино;
- Веркошанцев Н. Александрович, Абдулинский РВК, Александровский р-н, с. Добринка;
- Бурдин Петр Платонович, Курманаевский РВК, Курманаевский р-н, с. Даниловка;
- Павлов Василий Фед., Державинский РВК, Державинский р-н;
- Свиридов Николай Дмитриевич, Абдулинский РВК, Абдулинский р-н;
- Жабин Василий Алексеевич, Сорочинский РВК, Сорочинский р-н, с. Гамалеевка.
Всего в боях в районе деревни Чернушки с 24 февраля по 3 марта погибли 40 человек.
Нет среди них Михаила Ключанина. Он не был найден на поле боя и похоронен. До сих пор числится в пропавших без вести, и наверно не один он… Героями себя не считали
Из Медногорска откликнулась дочь Кубышкина Алексея, Наталья.
Разволновалась и растрогалась. Много восторженных и радостных слов сказано ею в благодарность Владимиру Никитину за поднятие темы, касающейся памяти об отце.
Из воспоминаний Натальи:
«Мой отец очень мало рассказывал о войне, о боях, не хотел бередить старые раны и печалить собеседников.
Первые и единственные мои воспоминания были связаны с именем легендарного Героя Александра Матросова. По окончании средней школы №1 г. Медногорска папа был призван в учебную часть Краснохолм и проходил подготовку к отправке на фронт вместе с Александром Матросовым. По словам отца Александр был коренастым, невысоким, детдомовским парнишкой, дружелюбным и простым в общении. Еще мне запомнился рассказ отца о боях под деревней Чернушки (место подвига Александра Матросова).
22 сентября 1943 года отец получил тяжелое ранение в голову, долго лечился в госпиталях, был комиссован и вернулся в Медногорск. Ранение сказалось на здоровье, но он все время работал сначала специалистом в Собесе, потом в карьероуправлении.
Разбирая документы после смерти папы в 1991 году, нашла два письма.
Первое письмо с фронта бабушке:
«Уважаемая Матрена Андреевна! Ваш сын, Алексей Егорович, за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками награжден медалью «За отвагу».
Спасибо Вам Матрена Андреевна за воспитание боевого защитника нашей Матери-Родины! 14.10.43».
Второе письмо с Афона от будущего схиархимандрита Серафима Томина, с которым они общались как братья, т.к. были ровесниками. Тяжко страдавший от приступов головной боли и эпилепсии, отец пришел к Вере. Вместе с мамой они совершали паломнические поездки по монастырям. Исцеление произошло после посещения Киево-Печерской лавры. По совету старца родители пробрались в дальнюю пещеру. Ход туда был очень узкий, а отец был крупного телосложения. Как он протиснулся туда, мама потом удивлялась. Надел на голову скуфейку /шапочку/ упокоившегося святого инока. После этого надо было подняться на колокольню. И мама тоже потом вспоминала, как боялась за отца, вдруг упадет и разобьется. Но по Божией Милости папа выздоровел и прожил еще 15 лет безболезненно.
Отец никогда не жаловался на судьбу, не считал себя обделенным и тем более не считал себя героем. Просто, как и все, выполнял свой долг – защищал Родину. Они все, вернувшиеся с фронта, гордились, что страна победила. Но героями себя не считали….».
Наталья очень признательна и благодарна Владимиру Никитину за его публикацию, т.к. узнала много нового и совсем неожиданного:
«Я всегда с трепетом и волнением жду шествие Бессмертного полка, и теперь для меня это событие будет расцвечено новыми красками».
«За други своя»
Мы знаем и помним наших героев – успевших совершить подвиги или погибших в первом бою, вернувшихся с поля брани больными, контуженными и покалеченными.
Встречались они в 60-х годах моего детства – Герои с орденами и медалями – безногие и на колясках.
Наши Герои, многие навечно восемнадцатилетние, отдали свои жизни за Родину-Мать – за Россию – за беззащитных жен, детей и стариков-родителей. Их воинский подвиг дал возможность сохраниться нам как народу. Дал возможность нашим жизням. И нет более почетной смерти, чем отдать жизнь «за други своя».
Вечная им Память, Героям Великой Отечественной войны!!!
Им нам ли, потомкам Героев-Воинов-Победителей, бояться какого-то ничтожного вируса?!
На Божественной литургии в родительскую субботу мы слышим слова святоотеческой молитвы «Души их во в благих водворятся и память их в род и род».
И МЫ ВЕРИМ…
Раиса Михайловна Вострикова,
Бывший старший преподаватель ОГУ, ныне пенсионерка