Церковные праздники

3 апреля 2004 года от Р.Х. по новому стилю

21 марта 2004 года от Р.Х. по старому стилю

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.

В субботу 6-й недели Великого Поста св. Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, совершенное Спасителем за 6 дней до Иудейской Пасхи, в которую Он пострадал (Иоан. 11, 45-57). Воскрешение Лазаря св. Церковь прославляет, как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Иисуса Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника. Выясняя верующим великое значение совершенного Господом воспоминаемаго ныне чуда, св. Церковь воспевает: "Господи, глас Твой разруши адово царствие и слово власти Твоея возставило из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное: вся возможна Тебе, Владыко, всех Царю". Но вместе с тем св. Церковь напоминает и то, что воспоминаемое событие послужило началом решительного восстания совета священников и фарисеев против Спасителя. Совершенное воочию многочисленного народа, великое чудо воскрешения Лазаря обратило многих к вере в Иисуса Христа, вызвало этим сильнейшее негодование на Него первосвященников и старейшин Иудейских, и Синедрион теперь именно решил, по совету Каиафы, схватить Иисуса, где только это будет возможно (Иоан. 11, 47-50). Таким образом Лазарево воскрешение послужило непосредственным поводом к осуждению Спасителя на смерть. Поэтому с самых первых веков христианского Богослужения установлено было совершать память этого великого чуда пред самою Страстной седмицею. Уже в IV веке Лазарево воскрешение считалось общецерковным и торжественным праздником, как это можно видеть из множества поучений на этот день св. Иоанна Златоустого, блаженного Августина и др. В VII и VIII веках святые церковные песнописцы: свв. Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, составили особенные песнопения и каноны на этот праздник, воспеваемые и доселе.

4 апреля 2004 года от Р.Х. по новому стилю

22 марта 2004 года от Р.Х. по старому стилю

Неделя Страстной седмицы, Вербное воскресенье (Неделя ваий, цветоносная).

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

В этот день св. Церковь особенно воспоминает царское прославление Иисуса Христа пред Его крестною смертью для доказания, что страдания Спасителя были вольные. Самое событие праздника описано у Евангелистов (Мф. 21, 1-11; Мар. 11, 1-11; Лук. 19, 29-41; Иоан. 12, 12-19). Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, "потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса".

Но произошло неожиданное для них: "Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!" Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: "Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: "не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле". И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: "дом Мой домом молитвы наречется", а вы сделали его вертепом разбойников". Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Начало этого праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на него встречаем в поучении на этот день Мефодия Патарского (III в.). Начиная с VII века, многие песнописцы (Андрей Критский, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул) прославили праздник песнопениями, которые поются и ныне. От обычая употреблять в этот праздник ваии (ветви финиковой пальмы) он и называется Неделею "Ваий", "Цветоносия", "Цветоносною" или "Цветною", а в просторечии — "Вербным воскресеньем". Ваии у нас заменяются вербами, так как верба ранее других древесных ветвей дает почку. Обычай употреблять ваии в этот праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках "знамение победы"- Вербы с возженными свечами.
Источник: 
Темы: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий