В соответствии с требованиями ст. 39 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» заключению договора об аренде, закрепленного за образовательными учреждениями объектов собственности должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.
Отдел образования Южного административного округа МО «город Оренбург» по заявлению арендатора в составе группы, в которую входят представители отдела образования, администрации округа, обследуют образовательное учреждение на предмет сдачи имущества в аренду, оформляют акт, который впоследствии утверждается руководителем округа. Законодатель предусматривает, что проведение экспертной оценки последствий договоров аренды входит в компетенцию учредителя, т.е. в данном случае Управления образования МО «город Оренбург».
В настоящее время 11 общеобразовательных школ Ленинского района сдают в аренду различные нежилые помещения. Однако большинство из них не имеют такой оценки. Следовательно, Управление образования города должно урегулировать данный вопрос.
Следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида.
Ст. 607 п. 3 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Таким образом, предметом договора является индивидуально-определенная вещь, обладающая рядом характеристик, позволяющих ее персонифицировать. Образовательными учреждениями города передается зачастую в аренду имущество, не имеющее индивидуальных признаков в составе другой недвижимости, в связи, с чем невозможно установить какой объект передается арендатору. Следовательно, при отсутствии существенных условий договор аренды может быть признан незаключенным.
В большинстве своем школами города предоставляются в аренду нежилые помещения, такие, как, например, гаражи, где зачастую располагаются автошколы; комнаты с отдельным выходом под парикмахерские и для проведения образовательной деятельности.
По результатам проверок горрайпрокурорами. с учетом выявленных нарушений закона об образовании и гражданского законодательства внесено 6 представлений в Управление образования МО «Город Оренбург», отделы образования Южного и Северного административных округов, руководителям школ. Кроме того, объявлены предостережения 5 директорам средних общеобразовательных школ о недопустимости нарушений закона.
Учредителем МОУ СОШ приняты меры по устранению нарушения базового закона, так, к началу учебного года совместно с Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга пересмотрены типовые формы договора с внесением в них изменений и дополнений согласно требований ст.ст. 432 и 607 ГК РФ. Порядок передачи в аренду имущества образовательных учреждений и проведение обязательной в этих случаях экспертизы утверждается постановлением Оренбургского городского Совета.
Старший помощник прокурора области
старший советник юстиции Г.И. Майорова
Отдел образования Южного административного округа МО «город Оренбург» по заявлению арендатора в составе группы, в которую входят представители отдела образования, администрации округа, обследуют образовательное учреждение на предмет сдачи имущества в аренду, оформляют акт, который впоследствии утверждается руководителем округа. Законодатель предусматривает, что проведение экспертной оценки последствий договоров аренды входит в компетенцию учредителя, т.е. в данном случае Управления образования МО «город Оренбург».
В настоящее время 11 общеобразовательных школ Ленинского района сдают в аренду различные нежилые помещения. Однако большинство из них не имеют такой оценки. Следовательно, Управление образования города должно урегулировать данный вопрос.
Следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида.
Ст. 607 п. 3 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Таким образом, предметом договора является индивидуально-определенная вещь, обладающая рядом характеристик, позволяющих ее персонифицировать. Образовательными учреждениями города передается зачастую в аренду имущество, не имеющее индивидуальных признаков в составе другой недвижимости, в связи, с чем невозможно установить какой объект передается арендатору. Следовательно, при отсутствии существенных условий договор аренды может быть признан незаключенным.
В большинстве своем школами города предоставляются в аренду нежилые помещения, такие, как, например, гаражи, где зачастую располагаются автошколы; комнаты с отдельным выходом под парикмахерские и для проведения образовательной деятельности.
По результатам проверок горрайпрокурорами. с учетом выявленных нарушений закона об образовании и гражданского законодательства внесено 6 представлений в Управление образования МО «Город Оренбург», отделы образования Южного и Северного административных округов, руководителям школ. Кроме того, объявлены предостережения 5 директорам средних общеобразовательных школ о недопустимости нарушений закона.
Учредителем МОУ СОШ приняты меры по устранению нарушения базового закона, так, к началу учебного года совместно с Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга пересмотрены типовые формы договора с внесением в них изменений и дополнений согласно требований ст.ст. 432 и 607 ГК РФ. Порядок передачи в аренду имущества образовательных учреждений и проведение обязательной в этих случаях экспертизы утверждается постановлением Оренбургского городского Совета.
Старший помощник прокурора области
старший советник юстиции Г.И. Майорова
Источник:
Город:
Темы:
Короткий адрес: