В Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошло расширенное заседание Президиума Правления ТПП РФ с участием членов «Меркурий-клуба».
В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители Администрации Президента России, федеральных и региональных органов власти, руководители территориальных торгово-промышленных палат, в числе которых президент ТПП Оренбургской области Виктор Сытежев.
Открыл заседание и выступил на нем Президент ТПП России Евгений Примаков. Он подробно остановился на роли предпринимательского сообщества в преодолении кризисных явлений в экономике страны и задачах ТПП на 2009 год.
Из выступления Е.М.Примакова на заседании Президиума ТПП РФ
23.12.2008
На рассмотрение Президиума Правления ТПП России вынесен вопрос чрезвычайной важности – об участии предпринимательского сообщества в преодолении финансово-экономического кризиса в России.
К сожалению, быстро минуло то время, когда утверждалось, что финансовая политика, проводимая в России, сделает нас островком стабильности в бушующем кризисном море. Правительство уже предприняло целый ряд антикризисных мер. Однако давление, оказываемое кризисом на российскую экономику, не ослабевает, можно даже считать, усиливается.
Хотел бы сразу подчеркнуть, что считаю правильным и необходимым осуществление антикризисных мер на государственно-предпринимательском уровне, в тесном взаимодействии государства и предпринимателей.
Кризис, как представляется, поставил точку в споре, нужна ли регулирующая роль государства в движении России к цивилизованному рынку. Характерно, что большинство экспертов и на Западе считает, что мировой кризис возник, так как американские власти, уповав на всесилие рыночного регулятора, тем самым способствовали созданию в США гигантских спекулятивно-финансовых пирамид. Искусственно надутые финансовые пузыри начали лопаться, что в условиях глобальной взаимозависимости породило кризисные волны, захлестнувшие весь мир. Характерно, что те же США, западный мир в целом, развернувшись на 180 градусов, с целью выхода из экономического кризиса стали предпринимать государственные меры, включая национализацию предприятий и банковско-кредитных организаций.
А теперь о конкретных проблемах, требующих в сложившихся в России условиях активных государственно-предпримательских действий.
Первая проблема. Обеспечить выплаты в срок огромного внешнего корпоративного долга. Наши крупнейшие предприятия в условиях недостаточной ликвидности и сверхвысоких процентов отечественной кредитно-банковской системы безудержно брали кредиты и займы за рубежом. К этому привела политика финансовых властей, далеких от понимания необходимости превратить нашу банковскую систему в важный источник кредитования отечественного производителя. Причем, преобладающая часть внешних заемщиков – это компании государственные или с контрольным пакетом в руках государства. Общая сумма корпоративного долга составила 450 млрд долларов. 160 млрд долларов из них предстоит выплатить уже до конца 2009 года.
Нельзя допустить ни дефолта, ни покрытия кредитов и займов за счет обесцененных акций предприятий-должников. Трудно рассчитывать и на то, что в условиях набирающего темп экономического кризиса западные кредиторы согласятся на реструктуризацию задолженности. Правительство России выделило 50 млрд. долларов на покрытие внешнего корпоративного долга. Между тем финансовые возможности у Российского государства небезграничны. С августа 2008 года резко уменьшились золотовалютные запасы – ныне они значительно меньше совокупного внешнего долга России. Министр финансов А.Л.Кудрин заявил, что в 2009 году придется забрать на нужды бюджета одну треть Резервного фонда. По всем прогнозам намного сокращается профицит бюджета. К этому можно добавить, что власти США намерены отказаться от выкупа ценных бумаг и акций терпящих бедствие агентств «Фани» и «Фреди», в которые немало нефтедолларов было вложено российским Минфином.
Между тем в России существует жизненная необходимость целенаправленного выделения значительных государственных средств на то, чтобы держалась на плаву и развивалась реальная экономика, осуществлялись социальные программы, минимизировались тяжелые последствия кризиса для населения. С учетом всего этого становится еще яснее необходимость повышения личной ответственности руководства крупных банков и сырьевых компаний за выплату зарубежной задолженности. В интересах всего предпринимательства, всей экономики, российского общества в целом следовало бы создать в таких компаниях на время кризиса наблюдательные советы с участием правительственных чиновников и, скажем, Счетной палаты, Госдумы с правом вето на любые решения, которые противоречат мобилизации их финансовых средств на погашение внешних долгов. Правительство безусловно должно субсидировать такие корпорации, но только в случае отсутствия у них реальных возможностей погашения внешней задолженности. Следует исключить перспективу государственных субсидий, продавленных «группами влияния», лоббирующими интересы крупнейших предпринимателей.
Вторая проблема. Экономический кризис привел к тому, что раз и навсегда внешние источники финансирования развития нашей экономики перестали быть основными. В результате чрезвычайно важно создание в нашей стране системы, обеспечивающей экономику «длинными» деньгами. Особое внимание, конечно, нужно уделить укреплению российской кредитно-банковской системы – не только четырех основных банков, но всей системы.
Правительство правильно поступило, начав антикризисные меры с увеличения ликвидности российских банков. Однако при этом не было учтено, что корпоративные интересы банков придут в противоречие с интересами реальной экономики, которая в результате не получила адресованные ей через банковскую систему государственные средства. Способствовать выправлению положения призвано назначение представителей Банка России в коммерческие банки с правом контроля за использованием государственных средств. С этим ни в коем случае медлить нельзя.
Необходимо дальнейшее усиление контроля за кредитной политикой банковского сектора. Это может быть распространено и на фиксацию процентных ставок, по которым, с одной стороны, банки получают государственные средства, и, с другой – кредитуют этими средствами предприятия реального сектора. Если необходимо изменить нормативную базу, то нужно идти на это. Следует исходить из того, что в этой части своей деятельности банки выступают не как коммерческие структуры, которые стремятся использовать обстановку и получить запредельную маржу, а как агенты государства.
Третья проблема. Важнейшая цель на 2009 год – приложить максимум усилий для обеспечения экономического роста. Только это может восстановить функционирование банковского и реального секторов экономики как единой системы, возродить доверие, не дать разрастись безработице. В то же время необходимо уделить внимание качеству роста, проблемам инновационного развития. Это важно и с той точки зрения, что выход из кризиса, как показывает история, связан с научно-техническими прорывами.
У нас нет времени на раскачку. Еще в докризисное время крайне медленно протекал процесс развертывания в России венчурной индустрии. Характерен пример созданной уже два года назад на бюджетные средства «Российской венчурной компании» с капиталом, превышающим 28 млрд. рублей. Заявленная цель компании – способствовать инвестированию в высокотехнологичные сектора. За эти два года компания удосужилась создать лишь два фонда с условным капиталом в 3 млрд. рублей. Только отсутствие требовательности и контроля могли привести к такой практике. Положение усугубляется еще и тем, что сегодня, в кризисной обстановке, многие отечественные компании вообще прекращают финансирование венчурных направлений. Все это еще более обостряет и без того острую проблему развития наукоемкого производства.
Переломить обстановку могут радикальные налоговые новации. К ним трудно отнести снижение на 4 процента налога на прибыль, когда в стране уже 53 процента убыточных предприятий. В первую очередь необходимо понижение ставок и совершенствование администрирования НДС. До сих пор не рассмотрен во втором чтении разработанный при участии ТПП России законопроект об особом налоговом режиме для бизнеса, работающего в области высоких технологий. Здесь присутствуют депутаты Госдумы. Мы обращаемся к ним с настойчивой просьбой дать зеленый свет рассмотрению этого важного для страны законопроекта.
Четвертая проблема. Следует всячески поддержать решение председателя Правительства В.В.Путина открыть «второй антикризисный фронт» непосредственно в реальном секторе экономики. Предприятиям обещано расширение госзаказа, субсидирование процентных ставок по кредитам, реструктуризацию налоговой задолженности, налоговый кредит и при необходимости участие государства в их капитале. Создаваемая на федеральном уровне и в регионах система господдержки охватит, по словам Путина, 1500 предприятий. В сумме они создают 80% ВВП России.
Нужно нам всем понять, что создание такой системы государственной поддержки имеет жизненное значение для российской экономики. Торгово-промышленные палаты, действуя в своих регионах и муниципалитетах, должны быть компетентными участниками процесса выявления объектов государственной поддержки. Она должна в первую очередь быть оказанной ведущим предприятиям, особенно, если они градообразующие. По всем вопросам, связанным с выявлением и стимулированием точек экономического роста, необходимо установить постоянную связь между территориальными палатами и ТПП России. Соответствующие департаменты нашей палаты призваны рассматривать это как свою важнейшую задачу. Разноплановая государственная поддержка должна надежно доходить до своего адресата.
Во время кризиса особое значение приобретают меры против коррупции, рейдерских захватов, экономической преступности, против того, что наносит огромный ущерб предпринимательству и в то же время способствует понижению доходной части консолидированного государственного бюджета. При этом я бы выделил острую проблему государственных закупок. За последние три года число участников обязательных торгов сократилось в среднем на 20 процентов и в 4 раза выросло количество контрактов с единственным исполнителем, а рост цен на рынке госзакупок значительно опережает рост цен в потребительском и кооперативном секторах. Разве не ясно, что организация дел с государственными закупками предельно плоха? В этом мы могли и воочию убедиться, начав экспертизу продовольствия и обмундирования, поставляемых Минобороне, а теперь МВД, МЧС. Во время недавней встречи президента Д.А.Медведева с членами Президиума Правления ТПП России он поддержал наше предложение о введении обязательной независимой экспертизы госзаказов, если сумма контрактов превышает 50 млн. рублей. Необходимо ввести такую норму в действие. И это – задача для всей системы торгово-промышленных палат.
Пятая проблема. В условиях кризиса, как никогда, важно оказывать внимание малому предпринимательству. Торгово-промышленные палаты не должны уповать на достигнутое в 2008 году, когда действительно было сделано немало в интересах развития малого бизнеса. Однако в кризисной обстановке следует пойти дальше. Развитие малого бизнеса становится одним из важных средств противодействия уже начавшемуся росту незанятой части населения. Торгово-промышленные палаты должны делать все от них зависящее, чтобы помочь созданию малых предприятий, обеспечить им стартовые условия. Наряду с этим нужно ускорить решение вопроса, который многократно поднимался ТПП России, об увеличении до 100 млн. рублей предельного объема годового оборота, дающего право предприятиям работать по упрощенной схеме налогообложения. Тем более, что, вопреки заявлениям правительственных финансистов, происходит хоть плавная, но все-таки девальвация рубля.
Мы призываем также территориальные ТПП проявлять настойчивость в том, чтобы региональные власти снижали ставку единого налога при использовании упрощенной системы налогообложения до 5%. Такая возможность была узаконена Госдумой 21 ноября 2008 года. Следует не просто на словах поддерживать, но добиваться введения отсрочек и налоговых каникул для малых предприятий, выделение целевых финансовых ресурсов для кредитования микрофинансовых компаний.
В кризисный период особую роль могут сыграть общественные работы. Они должны быть нацелены не только на смягчение проблемы занятости, но и на решение таких злободневных вопросов, как строительство дорог, мостов, полной газификации страны. В организации общественных работ, несомненно, следует принять участие торгово-промышленным палатам. Более того, нам нужно уже сегодня выступить в качестве зачинщиков соответствующей подготовки в регионах и муниципальных образованиях.
Когда кризис оборачивается все большим ростом высвобождающихся работников, торгово-промышленным палатам следует усилить свое участие и в организации переквалификации кадров.
Шестая проблема. Кризисные явления уже ударяют по российскому населению. На макроэкономическом уровне предпринимаются меры для сдерживания инфляции. Однако по существующим прогнозам она будет нарастать. Дело не решает увеличение пенсий и зарплат бюджетникам, даже если это увеличение выше инфляционного роста. В кризисных условиях нужно проявить повышенное внимание и к процессам, происходящим в частном секторе. Особое значение следует придать участию торгово-промышленных палат в работе Тройственной комиссии и ее ответвлениях в регионах, призванных сблизить интересы работодателей, работников и государства. Этой цели, как представляется, отнюдь не служат предложения наших коллег отказаться на время кризиса от выплаты двухмесячного выходного пособия при увольнении работников из частного сектора. Торгово-промышленные палаты должны исходить из принципиального положения – они призваны не лоббировать интересы групп предпринимателей, а защищать те интересы бизнеса, которые не противоречат интересам общества в целом. А общество не может согласиться с мерами, которые не соответствуют социальному характеру нашего государства. В этой связи нам по пути с теми, кто считает, что должны перестать дремать профсоюзы, защищающие права работников частного сектора.
И опять вопрос о плоском подоходном налоге. Напомню, что такое, далеко не социально ориентированное государство как Великобритания, в качестве одной из антикризисных мер намерено увеличить с 40 до 45 процентов подоходный налог для тех, кто в год зарабатывает сумму не меньшую, чем 223 тысячи долларов. Такое же направление налоговой практики принимают в США. Необходимо подумать об этом и нам, особенно в кризисный период.
Одновременно следует поддержать и рекомендовать продолжить правительственные меры, направление на сокращение роста тарифов естественных монополий. Такой рост не только съедает добавки к пенсиям и зарплатам, но и создает тяжелые условия для преобладающего большинства предприятий, становясь причиной сокращения производства или даже увольнения работников.
Знакомство с антикризисной практикой в таких несхожих странах, как США и Китай, показывает, что и та и другая считают одним из основных направлений рост платежеспособного спроса населения. Это имеет большое значение и для нас, но ни в коем случае нельзя абстрагироваться от российской специфики. Рост жизненного уровня населения, что необходимо стимулировать и в кризисный период, должен быть тесно увязан с поддержкой отечественного бизнеса. Дело в том, что в России высокий платежеспособный спрос порождает главным образом не развитие отечественного производства, а импорт. Ввоз продовольствия из-за границы в 2000-2007 годах увеличился почти в 4 раза. Речь не идет о прекращении импорта. Но опыт конца 90-х годов показывает сколь большое значение для выхода из кризиса имеет импортозамещение. Особое внимание в этой связи следует уделить селу. Правительство пошло на беспрецедентное финансирование аграрно-промышленного комплекса. Необходим жесткий контроль за выделением этих средств и их использованием.
Считаю необходимым рекомендовать территориальным торгово-промышленным палатам организовать постоянное наблюдение за развитием социально-экономической обстановки в регионах и муниципальных образованиях, анализ эффективности антикризисных мер, принимаемых органами государственной власти.
И еще несколько рекомендаций, непосредственно относящихся к деятельности территориальных торгово-промышленных палат в кризисных условиях.
Необходимо внимательное отношение к членским организациям, испытывающим временные финансовые трудности. Может сократиться сфера традиционных услуг - выдача сертификатов происхождения и экспертиза товаров, выставочно-конгрессная деятельность и другие. Выпадающие доходы следует возмещать, в том числе и за счет предложения новых интеллектуально насыщенных видов деятельности. Вместе с тем в работе палат нужно усиливать режим экономии. Это, естественно, относится и к ТПП России.
В заключении хотел бы выразить уверенность в том, что система торгово-промышленных палат России – реальная, опытная, сильная – в состоянии справиться с задачами нелегкого кризисного периода.
а как проверялось качество
Anonymous (не проверено) –
а как проверялось качество китайских товаров)))))))))