На состоявшейся 31 июля т.г. коллегии министерства финансов области рассмотрен вопрос об исполнении консолидированного и областного бюджетов за первое полугодие 2009 года и задачах по выполнению бюджетных обязательств.
При этом было отмечено, что в консолидированный бюджет области поступило доходов в сумме 28 556 млн. рублей, в областной бюджет - 21 859 млн. рублей, исполнение составило 49,6 и 50,2 процента соответственно. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года поступления доходов в консолидированный бюджет области сократились на 1 351 млн. рублей или 4,5 процента, в областной бюджет - на 1 538 млн. рублей или 6,6 процента.
Вместе с тем уменьшились поступления по налогу на прибыль организаций - на 3 080 млн. рублей, налогу на добычу полезных ископаемых - на 882 млн. рублей.
Несмотря на рост поступлений акцизов по подакцизным товарам на 322 млн. рублей, годовые бюджетные назначения исполнены лишь на 40,6 процента, в основном, за счет недопоступлений акцизов на спирт, пиво и алкогольную продукцию.
В бюджеты муниципальных образований за отчетный период поступило налоговых и неналоговых доходов 6 677 млн. рублей, что составило 47,8 процента от годовых назначений. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления снизились на 75 млн. рублей. Основное влияние на снижение поступлений в местные бюджеты оказал налог на прибыль организаций. При этом отмечен рост поступлений по транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц. В отдельных муниципальных образованиях низкая собираемость налогов. Так, по транспортному налогу с физических лиц собираемость в Соль-Илецком районе сложилась на уровне 59,0 процента, в Беляевском - 56,4 процента, в Акбулакском - 61,1 процента, в Александровском - 67,3 процента. Низкая собираемость транспортного налога с организаций в Пономаревском районе (42,0 процента) и Асекеевском (59,5 процента).
Невысокая собираемость земельного налога в Грачевском районе - 38,2 процента, в Беляевском - 38,5 процента, Бузулукском - 50,5 процента, Переволоцком и Светлинском районах - 57,8 и 56,3 процента соответственно.
Не реализованы возможности увеличения доходов за счет сокращения недоимки. Недоимка по налогам и сборам во все уровни бюджетов по сравнению с началом года увеличилась в городах Бугуруслане, Медногорске, Орске, Сорочинске, Беляевском, Бугурусланском, Оренбургском, Пономаревском, Соль-Илецком, Ташлинском, Шарлыкском, Ясненском и некоторых других районах.
Консолидированный бюджет области по расходам исполнен в сумме 26 608 млн. рублей, из областного бюджета расходы профинансированы в сумме 20 778 млн. рублей, что составило к годовым бюджетным назначениям 41,1 и 42,1 процента соответственно.
Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств в отчетном периоде произведены в полном объеме, задолженности не имеется.
Кредиторская задолженность в муниципальных образованиях области на 01.07.2009 возросла по сравнению с началом года на 38,0 млн. рублей и составила 181,9 млн. рублей. Органы местного самоуправления г. Медногорска, Гайского, Ташлинского, Тоцкого и Ясненского районов не выполнили рекомендации министерства финансов Оренбургской области по сокращению предусмотренных в местных бюджетах доходов и расходов.
Кредиторская задолженность по организациям, финансируемым из областного бюджета, сократилась на 256 млн. рублей и составила 141 млн. рублей.
В решении коллегии отмечена необходимость:
- обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных планом экономической и контрольной работы министерства финансов и финансовых органов муниципальных образований области на 2009 год, ориентированных на качественное выполнение бюджетных обязательств в текущем году;
- усилить контроль за целевым и эффективным расходованием средств, выделенных главным распорядителям средств областного бюджета и муниципальным образованиям области;
- обеспечить постоянный контроль за состоянием просроченной кредиторской задолженности, вносить предложения по ее погашению;
- при рассмотрении обращений муниципальных образований по вопросам о предоставлении дополнительной финансовой помощи или бюджетного кредита исходить из выполнения муниципальными образованиями рекомендаций министерства финансов области в части приведения прогноза доходов в соответствие с реальным развитием экономики муниципальных образований, а также исполнения бюджета.
Рекомендовано финансовым управлениям, отделам муниципальных образований:
- организовать работу с налогоплательщиками, экономическими службами, администрациями поселений по обеспечению своевременного поступления платежей в местные бюджеты;
- провести оценку причин возникновения просроченной кредиторской задолженности и разработать план действий по ее погашению. Исключить возникновение кредиторской задолженности по обязательствам бюджета 2009 года;
- ужесточить контроль за целевым использованием бюджетных средств и материальных ценностей в учреждениях и организациях. Добиваться возмещения незаконных расходов за счет виновных лиц.