По мнению руководителя Социологического центра «Общественной мнение», профессора Оренбургского института Московской государственной юридической академии, доктора политических наук Галины Шешуковой, статья Д.А.Медведева «Россия, вперед», опубликованная 10 сентября текущего года и его же выступление перед участниками дискуссионного клуба «Валдай» 15 сентября, посвященного теме: «Современное государство и глобальная безопасность», по существу, представляют собой « План Медведева» на ближайшие годы.
И если План Путина был представлен в докризисный период, то План Медведева в период выхода России из кризиса. Что привлекает в заявлениях Д.А.Медведева?
Это приглашение к дискуссии не только сторонников, но и противников, тех , кто искренне заинтересован в изменении ситуации в России к лучшему. И то, что конструктивные идеи могут быть приняты и включены в ежегодное послание Федеральному Собранию России.
Важно, что в условиях мирового кризиса президент не акцентировал внимание только на проблемах экономической модернизации, а достаточно серьезно поставил вопросы. Которые нужно решать в сфере политической, в реформе политической системы. В предыдущее десятилетие основное внимание было уделено формированию вертикали власти. В связи с этим в 2004 году были отменены выборы региональных руководителей, внесены изменения в ФЗ “О политических партиях», которые осложняли процесс регистрации партий, повышен барьер прохождения партий в Думу с 5 до 7 процентов.
Сегодня, даже в условиях кризиса, когда усиление роли государства оправданно, сместились акценты на углубление демократизации: на расширение роли партий в политической системе России, на развитии гражданского общества, на создании реальных условий для реализации таких политических свобод, как свобода слова и собраний. И ряд шагов в этом направлении уже сделан: расширено участие партий в подборе кандидатов на посты региональных руководителей. Готовятся поправки в избирательное законодательство.
Принципиально важно и то, что для успеха, как политической, так и экономической модернизации нужно укрепить российскую судебную и правоохранительную систему.
В этом плане, интересной представляется инициатива Дмитрия Медведева по созданию закона «Об антикоррупционной экспертизе законодательных актов», как уже принятых, так и находящихся в состоянии проектов.
Больше всего привлекает мысль о том, что гражданское общество не купить за иностранные гранты, а гражданскую политическую культуру не создать в обществе через простое перенесение образцов из тех стран, где она широко распространена. Политические ценности формируются у людей очень медленно. Нужны годы, причем благополучные, как в экономическом, так и социальном плане.
Но у России есть фактор сохранения стабильности - это высокий уровень доверия населения в отношении как Владимира Путина, так и Дмитрия Медведева.
Единственное в чем Галина Шешукова не разделяет оптимизм статьи, - это то, что с помощью судов и при широкой общественной поддержке удастся полностью очистить страну от коррупции, как это получилось у других стран. По её мнению, мы можем ставить задачу лишь существенного снижения уровня коррупции, но для полного решения этой задачи не хватит и трёх президентских сроков.
И если главное условие успеха как экономической, так и политической реформы – это формирование в России гражданского общества, то можно предложить Президенту РФ внести поправки в ФЗ «Об Общественной палате». Они должны быть направлены на расширение полномочий общественных объединений страны по формированию Общественной палаты. Если одна треть её членов по-прежнему останется назначенцами Президента РФ, то остальные должны быть предложены самими некоммерческими общественными объединениями на конкурсной основе. Механизм этого конкурса нужно тщательно прописать в тексте Закона.