Публичные слушания состоялись в министерстве финансов области и привлекло внимание немалого количества участников. Среди зарегистрировавших присутствие значились представители депутатских объединений, общественных организаций, Счетной палаты и граждане – жители области.
По приглашению прибыли председатель Федерации профсоюзных организаций области Виктор Антонов, председатель областной общественной организации пенсионеров, инвалидов-ветеранов войн, труда, вооруженных Сил и правоохранительных органов Анатолий Баландин, председатель Общественной палаты Александр Костенюк, председатель Счетной палаты Борис Погорелов, председатель Комитета Законодательного Собрания по вопросам бюджетной, налоговой и финансовой политики Владимир Киданов.
Открыла мероприятие председатель публичных слушаний министр финансов области Татьяна Мошкова.
С основным докладом выступил первый заместитель министра финансов Николай Баганин. Он осветил основные направления бюджетной и налоговой политики на плановый период, дал характеристику основным параметрам бюджета и разъяснения по методике формирования ряда показателей его доходной и расходной части.
В частности, он отметил, что по сравнению с первоначально утвержденными в 2010 году параметрами доходов областного бюджета, в 2011 году прогнозируется увеличение доходной части на 5,4 млрд. рублей. Таким образом, плановые поступления в 2011 году составят 42,6 млрд. рублей, в 2012 году – 45,8 млрд. рублей, в 2013 году – 49,3 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы бюджета, запланированные на 2011 год в размере 38,5 млрд. рублей, на 45,2 % будут формироваться за счет налога на прибыль, на 25,0 % - за счет налога на доходы физических лиц, на 14,4 % - за счет налогов на имущество и на 11,1% - за счет акцизов. Совокупная доля четырех доходных источников в общем объеме поступлений составит 95,7%.
В докладе было сказано, что в целях совершенствования налоговой политики и поддержки организаций, инвестирующих средства в развитие производства, принят закон, предусматривающий снижение ставки налога на прибыль на 4 п.п.
Трехлетний проект расходов областного бюджета прогнозирует затраты в 2011 году в сумме 44,7 млрд. рублей, в 2012 году – 45,9 млрд. рублей, в 2013 году – 46,5 млрд. рублей. По сравнению с ранее утвержденными на 2010 год, расходы бюджета в 2011 году возрастут на 2,2 млрд. рублей.
В проекте бюджета на 6,5 %, начиная с 1 июня 2011 года, проиндексирован фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений, что увеличит расходы консолидированного бюджета области на 750,0 млн. рублей, а в 2012 и последующих годах – на 1,3 млрд. рублей.
Николай Баганин назвал также объем средств, которые потребуются дополнительно для увеличения оплаты труда бюджетников не с 1 июня, а с 1 января 2011 года. По расчетам, для этого необходимо еще 327 млн. рублей.
При планировании расходов бюджетных учреждений на 2011 год затраты на услуги связи, транспортные услуги, содержание имущества, приобретение медикаментов, продуктов питания проиндексированы на 9,0 % к уровню текущего года, при расчете на 2012 год – на 8,0 % к уровню 2011 года.
На проведение выборов в Законодательное Собрание области предусмотрено 35,0 млн. рублей, на проведение мероприятий административной реформы – 10,0 млн. рублей.
Расходы на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность на 2011 год прогнозируются в сумме 1,9 млрд. рублей.
На поддержку отраслей экономики, включая сельское хозяйство, планируется выделить 5,5 млрд. рублей. В том числе обязательства по возврату бюджетного кредита в объеме 1,5 млрд. рублей, полученного в текущем году из федерального бюджета для поддержки сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи.
На субсидирование железнодорожных и автомобильных пассажирских перевозок, тарифы на которые регулируются Правительством области, заложено 103,6 млн. рублей.
Расходы на дорожное хозяйство, большая часть которых направляется на текущее содержание и ремонт автодорог, составят 2,2 млрд. рублей.
Ассигнования на мероприятия господдержки малого и среднего предпринимательства составят 163,0 млн. рублей. Средства предусмотрены для пополнения гарантийного фонда, выступающего поручителем субъектов СМП, предоставления грантов для впервые начинающих бизнес, субсидий на возмещение процентных ставок по кредитам, развитие инфраструктуры поддержки.
В рамках областных целевых программ получат поддержку предприятия легкой промышленности, машиностроительного комплекса, внедряющие новые технологии.
Бюджетные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2011 году составят 2,1 млрд. рублей. Будут продолжены программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, обеспечение граждан, в том числе детей-сирот, жильем на условиях социального найма. На проведение капремонта и модернизацию, а также строительство новых объектов инфраструктуры, проведение благоустройства, капремонт улично-дорожной сети планируется выделение субсидий муниципалитетам.
Свыше 60,0 % расходов бюджета в 2011 – 2013 годах составят расходы на социальную сферу. В 2011 году объем таких расходов по оценке составит 28,4 млрд. рублей. В полном объеме сохранятся все социальные выплаты. На расходы на образование в 2011 году в областном бюджете заложено 9,5 млрд. рублей, на здравоохранение – 10,1 млрд. рублей. Физическая культура и спорт – 654,0 млн. рублей, инвестиции на строительство спортивных объектов – 255,0 млн. рублей.
Социальные программы и мероприятия будут стоить бюджету области в 2011 году 7,6 млрд. рублей.
Расходы на культуру превысят 0,6 млрд. рублей, еще 453 млн. рублей будут затрачены на содержание учреждений культуры и проведение культурно-досуговых мероприятий и 23,0 млн. рублей на поддержку кинематографии.
Объем дефицита бюджета в 2001 году согласно проекту составит 2,1 млрд. рублей.
Депутат Законодательного Собрания области Владимир Фролов задал уточняющий вопрос относительно нагрузки на бюджет при дополнительном увеличении с 1 января 2011 года оплаты труда работникам бюджетной сферы.
Председателя Комитета Законодательного собрания по вопросам образования, науки, и культуры и спорта Геннадия Аверьянова интересовала взаимосвязанность областного бюджета и Стратегии развития области до 2020 года и на период до 2030 года.
Министр финансов Татьяна Мошкова обратила внимание депутата на то, что бюджет последующего периода направлен на поддержание стабильности. «Выдерживая социальную направленность бюджета, мы работаем над повышением уровня жизни населения, инвестируем в человеческий капитал. Сохраняя сеть бюджетных учреждений, сохраняем рабочие места. Таким образом, мы не отступаем от ранее заявленных приоритетов, при этом мы развиваем и новые направления деятельности – например, развитие сети детских дошкольных учреждений» - прокомментировала она.
Николай Баганин в свою очередь обратил внимание собравшихся на то, что в проекте областного бюджета учтены все основные цели Стратегии развития - государственная поддержка отраслей экономики, проведение административной реформы и реформы бюджетного процесса и др.
Геннадий Аверьянов одобрил названные подходы и задал вопрос о возможности продолжить эксперимент по совершенствованию питания учащихся в ряде муниципальных образований в 2011 году. «Пилотный проект по организации школьного питания будет продолжен», - сообщила начальник управления бюджетной политики в отраслях социальной сферы Татьяна Коротыч. «В проекте областного бюджета 2011 года на эти цели предусмотрены необходимые ассигнования».
Депутат Законодательного Собрания Владимир Фролов предложил рост доходов бюджета в сумме 4,0 млрд. рублей направить, как планировалось ранее, на индексацию различных социальных выплат.
В ответ Татьяна Мошкова напомнила депутату, что с ростом доходов еще более возросли расходы. Рост тарифов на услуги ЖКХ, оплаты труда опережает рост доходной части бюджета. Министр подчеркнула, что стабильное исполнение принятых обязательств предпочтительнее раздачи ничем не обеспеченных обещаний.
Представителя Областного союза промышленников и предпринимателей более всего интересовала проблема реализации закона об энергоэффективности и энергосбережении.
Николай Баганин ответил, что в проекте бюджета на финансирование 45 областных целевых программ, в том числе ОЦП «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 – 2015 годы» средств ассигновано достаточно.
Председатель Комитета Законодательного Собрания области по вопросам собственности, природопользования и строительства Сергей Катасонов отметил, что публичные слушания – прогрессивная форма общения и вновь выступил с предложениями скорректировать инвестиционную политику области в сторону ухудшения инвестиционного климата. Он сослался на закон, ограничивающий объем предоставляемых льгот до 2,0 млрд. рублей. «Какие документы позволяют предоставлять льготы? Проведена ли оценка эффективности налоговых льгот?» - спросил депутат.
«Существует Налоговый кодекс и областной закон, предоставляющие налогоплательщику право обратиться за льготой. Без законных оснований отказывать в предоставлении налоговых льгот нельзя.
Министр экономического развития, промышленной политики и торговли области Андрей Ефремов дополнил высказывания министра финансов своими аргументами. «Оценка эффективности предоставления льгот проведена. Прежде всего, сума льготы направляется на инвестиционное развитие предприятия, что в свою очередь увеличивает его выручку и доходы бюджета, уровень жизни населения. Конкретная сумма налоговых преференций будет определена после экспертизы предоставленных налогоплательщиками инвестиционных проектов».
Оппонентом Сергея Катасонова выступил председатель Комитета Законодательного Собрания области по вопросам бюджетной, налоговой и финансовой политики Владимир Киданов. Он отметил стабильность и расчетливость действий нынешнего кабинета министров. Он призвал к ответственности за сделанные заявления, и напомнил, что сбалансировать общественные интересы труднее, чем разбалансировать их. Налоговый кодекс дает право налогоплательщику выбирать место уплаты налогов, и это создает ситуацию, участники которой – Правительство области, крупный бизнес - всякий раз вынуждены достигать договоренностей. При отсутствии благоприятного инвестиционного климата, прежде всего со стороны законодательной и исполнительной власти крупные налогоплательщики, транснациональные корпорации и холдинговые компании будут платить налоги в другом регионе. Мы поддерживает Правительство области в решении установить льготы инвесторам по налогу на прибыль организаций.
Первый вице-губернатор – первый заместитель председателя Правительства области Валерий Рогожкин согласен с тем, что в настоящее время отказываться от льготы по налогу на прибыль нецелесообразно, поскольку это позволяет наращивать налогооблагаемую базу.
«Перед Правительством области стоит задача сократить дефицит бюджета. Эта задача нами выполнена. В проекте бюджета реализована и непопулярная мера – сокращено финансирование недостаточно обоснованных расходов по ряду программ. Экономии бюджетных средств будет способствовать реализация 83 – ФЗ. Уверен, что с этим бюджетом мы сможем спокойно двигаться в направлении улучшения качества жизни населения», - считает Валерий Рогожкин.
В заключение Татьяна Мошкова озвучила итоговый документ слушаний, рекомендующий все поступившие в ходе обсуждений проекта областного бюджета замечания и вопросы принять к сведению, с чем присутствующие согласились единогласно.