Прокуратурой Первомайского района проведена проверка исполнения законодательства об устройстве и проживании детей-сирот в приемных семьях, в ходе которой установлено, что на территории района в 17 приемных семьях воспитывается 51 приемный ребенок. Однако контролирующей службой возложенные законом обязанности выполняются ненадлежащим образом.
К примеру, изучение имеющейся в районном органе опеки и попечительства документации, представленной кандидатами в приемные родители, показало, что не всегда документы представляются в полном объеме и в соответствии с предъявляемыми законом требованиями.
Так, ряд подвергнутых проверке регистрационных дел граждан, выразивших желание стать опекунами, в нарушение требований нормативных актов содержали документы об их доходах за 3-6 месяцев вместо отчетности за год. В некоторых личных делах приемных семей отсутствуют другие необходимые документы: копии свидетельства о заключении брака; автобиографии кандидатов; медицинское заключение о состоянии их здоровья и способности выступить в роли опекунов.
При проверке анализировались данные, характеризующие нравственные и иные личные качества приемных родителей, их состояние здоровья, жилищное и имущественное положение. Установлено, что в целом приемные родители отвечают предъявляемым законодателем требованиям и способны обеспечить надлежащие условия воспитания и содержания несовершеннолетних.
Вместе с тем, вскрыты и случаи ненадлежащего исполнения опекунских обязанностей. Так, одна из приемных родителей, воспитывавшая двоих приемных и одного усыновленного ребенка, привлекалась к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение законным представителем несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию) за употребление спиртных напитков и ненадлежащий уход за детьми. В связи с этим дети были изъяты из семьи и переданы родственникам. Однако, приемная мать положительных выводов для себя не сделала и продолжала употреблять спиртное. Несмотря на это, органом опеки и попечительства вопрос о расторжении договора с приемным родителем об осуществлении опеки и попечительства своевременно поставлен не был.
По данному факту в адрес начальника отдела образования администрации Первомайского района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое находится на рассмотрении.
Прокуратурой также проверен порядок осуществления органом опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитанием приемных детей, сохранностью их имущества. Выявлено, что акты, на основании которых проводятся плановые и внеплановые проверки, не составляются. Предусмотренные законом систематические (1 раз в 3 месяца) обследования условий жизни приемных семей, зачастую, не проводятся; акты обследования жилищных условий не отвечают предъявляемым требованиям. Ежеквартальные и ежегодные отчеты семей об израсходованных на детей средствах, о хранении и использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом в орган опеки и попечительства поступают нерегулярно. Органом опеки и попечительства контроль за использованием денежных средств, снятых с банковских счетов приемных детей, осуществляется только в тех приемных семьях, которые постоянно отчитываются об израсходованных средствах.
По всем изложенным фактам, свидетельствующим об отсутствии со стороны органа опеки и попечительства полного и своевременного контроля за условиями жизни и воспитания приемных детей, прокурором района в адрес начальника отдела образования администрации Первомайского района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое находится в стадии рассмотрения.