Руководствуясь Указом Президента РФ от 27.08.2010 года № 1074 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», Лесным кодексом РФ, в целях эффективной реализации отдельных полномочий в области лесных отношений и охотничьего хозяйства, переданных субъектам Российской Федерации, в Оренбургской области будет создан самостоятельный орган исполнительной власти - министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
Официальное согласование по новому органу управления в сферах лесного и охотничьего хозяйства получено от Рослесхоза и от Минприроды РФ.
Численность государственных гражданских служащих увеличена не будет, так как формирование кадрового состава произойдет за счет действующего департамента по управлению лесами Оренбургской области и комитета охотничьего хозяйства Оренбургской области, которые в 2009 году были подчинены министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области путем слияния.
Содержание работников департамента по управлению лесами и комитета охотничьего хозяйства осуществляется за счет федеральных субвенций (федерального агентства лесного хозяйства - 39 ед., министерства природных ресурсов и экологии РФ - 17 ед.). За счет областного бюджета - лишь 5 единиц. Средства на работы по обеспечению пожарной безопасности в лесах, сохранение и восстановление лесов, в целом на развитие лесного хозяйства по России также выделяются из Федерального бюджета.
Прошедшее лето, лесные пожары ярко показали, что действующая нормативная база организации лесного хозяйства и в целом система управления лесным хозяйством не эффективны.
Президент РФ Д.А. Медведев своим Указом от 27.08.2010 года № 1074 вывел Федеральное агентство лесного хозяйства из состава министерства сельского хозяйства РФ и переподчинил его напрямую Правительству РФ.
В Оренбургской области департамент по управлению лесами Оренбургской области до 1.07.2009 года был самостоятельным органом исполнительной власти Оренбургской области и подчинялся Правительству Оренбургской области.
Указами Губернатора Оренбургской области от 20.04.2009 года №58-ук «О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области» и от 8.05.2009 года №89-ук «Об утверждении положения о министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области» департамент по управлению лесами Оренбургской области путем слияния был подчинен министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, и лишен статуса самостоятельного органа исполнительной власти.
Как показало время, это решение оказалось не эффективным. Департамент потерял оперативность и самостоятельность в решении вопросов по реализации полномочий в области лесных отношений. Возникли сложности в управлении лесничествами, так как они были подчинены непосредственно министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
То же самое произошло с комитетом охотничьего хозяйства Оренбургской области, который в 2009 году был путем слияния подчинен министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области, лишившись статуса самостоятельного органа исполнительной власти.
Согласно Федеральному законодательству, структура органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия Российской Федерации в сфере лесного и охотничьего хозяйства, должна согласовываться с соответствующими федеральными органами.
Через эту структуру и должно осуществляться финансирование из федерального бюджета работ по охране, защите и воспроизводству лесов и животного мира. Однако ранее, при слиянии с Минсельхозом, такое согласование вообще не было сделано. Область имела серьезные претензии на этот счет от федерального агентства лесного хозяйства и Минприроды. Из-за этого немало потеряно и в вопросах дополнительного привлечения федеральных средств на развитие отраслей.
Сегодня, в связи с изменениями в отраслях на федеральном уровне, и с реализацией задач, поставленных Президентом РФ Дмитрием Медведевым и Премьер-министром РФ Владимиром Путиным, Рослесхоз поставил жесткие условия: выделить управление лесами в отдельную структуру, поднять статус органа исполнительной власти. Только при этом будут рассматривать все просьбы области об увеличении финансирования отраслей.
Даже в малолесных регионах Российской Федерации созданы и действуют самостоятельные органы исполнительной власти по управлению лесами: Саратовская область - министерство лесного хозяйства, Волгоградская область - управление лесного хозяйства, Ростовская область - департамент лесного хозяйства, Ульяновская область - министерство лесного хозяйства и природопользования. В Мордовии министерство лесного и охотничьего хозяйства, в республике Башкортостан - министерство лесного хозяйства, республике Татарстан - министерство лесного хозяйства.