- Рост цен на продукты питания, в частности на картофель, обусловлен рыночными факторами, - так прокомментировала ситуацию заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли области Вера Баширова. – Потребность в данном продукте в регионе составляет порядка 50 тыс. тонн. Минувшим летом выращено примерно 8 тыс. тонн. Поэтому картофель в область завозится из Свердловской, Тюменской областей, северных районов Республики Башкортостан. Зарубежные поставки осуществляются их Таджикистана, Китая. Затраты на логистику немедленно отражаются на уровне цен.
Она напомнила, что Оренбуржье никогда полностью не обеспечивало себя таким продуктом, как картофель, какая-то часть всегда была привозной. Но в этом году в связи с неурожаем ситуация особенно острая.
В условиях рынка власти законодательно лишены возможностей регулировать цены, устанавливаемые частными компаниями. Цены изменяются в соответствии с законами свободного рынка, напомнила Вера Баширова.
– Мы можем призвать компании быть социально ответственными, и делаем это. Но проявить социальную ответственность без особого ущерба для бизнеса могут лишь крупные участники рынка. Именно они декларировали намерения удерживать торговую надбавку на ряд социально-значимых продуктов питания в пределах 10 – 20 %. Маленьким магазинам, работающим в формате «шаговой доступности» это, как правило, не под силу, - отметила она.
Повлиять на ситуацию можно, лишь насытив рынок достаточным количеством продукта, то есть скорректировать спрос и предложение путем усиления ценовой конкуренции. Правительством области проводятся постоянные консультации с органами власти ряда субъектов федерации с целью организации масштабных поставок картофеля на региональный рынок.
- Прогнозировать динамику роста цен на картофель затруднительно, - считает Вера Баширова. - При существующем в регионе спросе цена за кг может возрастать на 5 -8 % ежемесячно, и к концу сезона достигнуть 70 руб. за кг. При этом диапазон цен может оказаться достаточно широким, и будет зависеть от качества предлагаемого продукта.