«Заявители при обращении за информацией в различные структуры, будут предъявлять строго определенный пакет документов. После его утверждения ни одна служба не вправе будет требовать дополнительных справок. Сам процесс хождения «по инстанциям» сократится до минимума», — рассказала о ближайших перспективах развития сферы государственных и муниципальных услуг первый заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли области Наталья Безбородова. Она приняла участие в расширенном заседании Президиума Совета ассоциации глав муниципальных образований, посвященном реализации законодательства по их организации и предоставлению.
«Это станет возможным лишь после того, как межведомственные барьеры будут преодолены, на что мы очень надеемся, — подчеркнула Наталья Безбородова. — Ведомства откроют доступ в свои базы данных. Если необходимая гражданину информация в них имеется, он удостоверяет личность и на этом основании получает запрашиваемые документы».
Замминистра также отметила, что в соответствии с законодательством, в текущем году предстоит сформировать полный реестр предоставляемых государственных и муниципальных услуг, регламентировать порядок их предоставления. К июлю 2012 года система должна заработать в полном объеме.
Доступ к госуслугам сельскому населению обеспечит Интернет. Уже сейчас действует федеральный портал госуслуг, запущен в эксплуатацию соответствующий региональный сервис. Для тех, кто не является Интернет-пользователем, в городах и райцентрах будут работать многофункциональные центры (МФЦ), в ряде населенных пунктах создадут удаленные рабочие места. Обсуждается и более традиционная технология - предоставление государственных и муниципальных услуг через почтовые отделения Почты России.
Проведения расширенного заседания Президиума совета с приглашением специалистов в сфере предоставления госуслуг инициировали сами главы муниципалитетов. Они несут ответственность за организацию данной работы в своих территориях и понимают всю ее важность. К маю текущего года в каждом муниципалитете должен быть сформирован реестр муниципальных услуг. Эту задачу глава Новосергиевского района Сергей Балыкин обозначил, как приоритетную. – Задача обеспечить доступность госуслуг населению поставлена Правительством РФ. Определенная работа уже проделана, но этого пока недостаточно. Территория нашего района 4,5 тыс. км, имеется 69 сел. Раньше чтобы получить необходимые справки или документы, надо было ездить несколько раз в районный центр или в Оренбург. Создаваемая система предоставления госуслуг, где задействованы различные каналы обмена информацией, избавит людей от этой необходимости.
Напомним, что административные регламенты, определяющие порядок предоставления услуг, должны быть приняты и включены в соответствующие реестры в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. не позднее 1 июля 2012 года. Всего в 2006 – 2010 годах на федеральном уровне утверждено порядка 500, а на региональном свыше - 4000 административных регламентов.
ФЗ № 210 запрещает требовать от граждан документы и информацию, предоставление которой не предусмотрено административными регламентами оказания услуг. А также документы и информацию, которые имеются в распоряжении органов государственной (муниципальной) власти и согласований, связанных с обращением в данные органы. Исключение - получение услуг, необходимых и обязательных для предоставления «административных» услуг.
С целью исполнения положения закона Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 442-р утвержден перечень документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде.
По данным экспертов Фонда «Институт экономики города» (Москва), наиболее широко востребованы у населения следующие виды услуг.
Услуги (функции), связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество (включая земельные участки) - Росреестр, Росимущество, Росприроднадзор, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ, другие организации.
Услуги (функции), связанные с социальной поддержкой граждан - Роструд, Росархив, Рособрнадзор, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, службы занятости, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ОМСУ, другие организации
Услуги (функции), связанные с определением гражданско - правового статуса граждан - ФМС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ОМСУ, другие организации.
Услуги (функции), связанные с осуществлением предпринимательской деятельности - ФМС России, Росреестр, ФНС России, Роспотребнадзор, Росохранкультура, Росприроднадзор, Росводресурсы, Роснедра, Россельхознадзор, Ространснадзор, Ростехнадзор, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, другие организации.