Заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли области по развитию потребительского рынка и государственным закупкам Вера Баширова приняла участие в парламентских слушаниях на тему «Новая редакция Федерального закона о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд: концептуальные изменения и их реализация».
Мероприятие проводилось Комитетом по строительству и земельным отношениям Государственной Думы ФС РФ и совпало по времени с подписанием Президентом РФ федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятого Государственной Думой 11 апреля 2011 года.
«Следуя жесткой критике Президента, данный закон устраняет наиболее очевидные недостатки действующего 94-ФЗ. В частности, вводит обязательный мониторинг начальной (максимальной) цены контракта, устанавливает обязательные минимальные требования к качеству закупаемой продукции, а также предоставляет Правительству РФ право определять особенности размещения конкретного заказа на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для федеральных нужд», — прокомментировала документ Вера Баширова.
Однако внесенные изменения являются лишь промежуточными, считает она. Несмотря на явно противоречивые позиции, все участники парламентских слушаний единодушно согласились с тем, что системе госзакупок в России необходима концептуальная реформа. По мнению Председателя Комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума, реформирование ее должно идти сразу по нескольким направлениям.
Как рассказала Вера Баширова, во-первых, это создание системы определения справедливой цены товара, работы или услуги. При этом экономию бюджетных средств в ущерб качеству и срокам поставок или выполнения работ в качестве положительного эффекта предлагается не рассматривать.
Во-вторых, это повышение ответственности заказчика за достигнутый результат. Заказчик должен иметь больше возможностей определять способы закупки, устанавливать дополнительные требования и ответственность подрядчика за достигнутый результат. Для этого необходимо разнообразить формы закупок и требований к участникам размещения заказа, прежде всего квалификационных, с учетом специфики закупаемых товаров, работ или услуг.
В качестве одного из важнейших инструментов борьбы с коррупцией называлось повышение информационной открытости, прозрачности закупок.
Участники парламентских слушаний обсудили проект рекомендаций, который с учетом предложенных доработок будет направлен в Правительство РФ.