Брифинг на тему «Об исполнении консолидированного и областного бюджетов в первом полугодии 2011 года» провела министр финансов области Татьяна Мошкова. Она сообщила, что достигнутые показатели социально-экономического развития области за первое полугодие текущего года позволили обеспечить поступление доходов в консолидированный бюджет области в сумме 38,8 млрд. рублей, в областной – 31,1 млрд. рублей, исполнение к бюджетным назначениям составило 54,8 и 56,2 процента соответственно.
Налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области поступило в сумме 30,3 млрд. рублей, в областной – 23,5 млрд. рублей, что больше поступлений аналогичного периода прошлого года на 4,9 и 4,3 млрд. рублей.
В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области наибольший удельный вес занимают налог на прибыль организаций – 44,2 процента и налог на доходы физических лиц – 25,3 процента.
Бюджетные назначения текущего года по налогу на прибыль организаций исполнены на 65,2 процента. При плановых назначениях 20,5 млрд. рублей налог поступил в сумме 13,4 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года, поступления налога в бюджет области увеличились на 3,5 млрд. рублей. Увеличению поступлений по указанному налогу способствовал рот прибыли прибыльных организаций для целей налогообложения.
Налог на доходы физических лиц поступил в консолидированный бюджет области в сумме 7,6 млрд. рублей, что составляет 47,3 процента к утвержденным бюджетным назначениям. По сравнению с первым полугодием прошлого года поступления увеличились на 636 млн. рублей.
Акцизов по подакцизным товарам в целом поступило в бюджет в сумме 1,8 млрд. рублей, что составляет 42,5 процента к бюджетным назначениям.
Отсутствие поступлений по подакцизным товарам на спирт этиловый из пищевого сырья (бюджетные назначения 18,9 млн. рублей) связано с введением процедуры наблюдения у основного налогоплательщика.
Низкое исполнение бюджетных назначений по акцизам на пиво (36,9 процента) и акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов (40,1 процента) связано с низкой реализацией подакцизной продукции.
Резервом увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет области является наличие недоимки, объем которой по состоянию на 1 июля 2011 года составил 1,6 млрд. рублей.
Безвозмездные поступления в консолидированный бюджет области из федерального бюджета за 6 месяцев текущего года составили 7,0 млрд. рублей.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности сложились в сумме 1,6 млрд. рублей.
Консолидированный бюджет области по расходам исполнен в сумме 30,8 млрд. рублей, расходы из областного бюджета произведены в сумме 24,4 млрд. рублей.
Как отметила министр, отчетные данные текущего года подтверждают социальную направленность консолидированного бюджета области. Она обусловлена сохранением значительной доли расходов на образование, культуру, спорт, социальную политику. Объем таких расходов в целом по консолидированному бюджету области в 1-ом полугодии текущего года составили 22,9 млрд. рублей и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на сумму более 1,4 млрд. рублей. При этом расходы увеличились по всем отраслям социальной сферы.
При расходовании бюджетных средств обеспечивалось стабильное финансирование первоочередных расходов, и прежде всего, обязательств перед населением области.
Для финансирования первоочередных расходов без задержки в области принимаются меры для обеспечения наличия бюджетных средств на счете, налажен контроль за целевым и эффективным их использованием.
Принятые меры позволили не допустить задолженности по заработной плате, обеспечить выплату отпускных педагогическим работникам и полностью обеспечить все предусмотренные областным законодательством денежные выплаты. – Бюджетники не почувствовали на себе финансовых трудностей ни в объемах, ни в сроках выплаты зарплаты, - подчеркнула Татьяна Мошкова.
Несмотря на то, что бюджет Оренбургской области имеет социальную направленность, при этом сохраняется и поддержка ряда отраслей экономики.
Поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется в основном в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области». Расходы из консолидированного бюджета области на сельское хозяйство в первом полугодии текущего года составили 1,5 млрд. рублей, рублей или 53,9 процента от годовых назначений, в том числе на государственную поддержку сельскохозяйственного производства направлено 1,1 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета 409,9 млн. рублей.
В дорожную отрасль уже вложено около 1,0 млрд. рублей из средств областного бюджета. В областном бюджете на текущий год предусмотрена субсидия в сумме 700,0 млн. рублей бюджетам муниципальных образований на проведение капитального и текущего ремонта улично-дорожной сети (финансирование данных расходов будет осуществляться во втором полугодии).
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществлялась в рамках реализации областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы», расходы на ее реализацию в первом полугодии текущего года составили 51,1 млн. рублей. Поддержка предприятий малого и среднего бизнеса осуществлялась в виде субсидирования процентных ставок по привлекаемым ими кредитам, предоставления микрозаймов, гарантий по привлекаемым кредитам, начинающим предпринимателям – в виде грантов на открытие своего дела.
По состоянию на 01.07.2011 года расходы по разделу «Национальная экономика» в целом по консолидированному бюджету области составили 3,4 млрд. рублей при плановых назначениях 8,9 млрд. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета, переданных бюджетам муниципальных образований по состоянию на 1 июля текущего года составил 11,0 млрд. рублей. Доля межбюджетных трансфертов в общем объеме расходов областного бюджета составила 45,2 процентов.
В заключение министр финансов сказала, что объем финансирования расходов во втором полугодии текущего года будет увеличиваться. Это обусловлено сезонным характером деятельности. Необходимо будет продолжить выплату отпускных работникам бюджетной сферы, оплачивать проведенные ремонтные работы на объектах социальной сферы. В это же время увеличиваются и объемы строительных работ. Но по-прежнему, денежные выплаты будут производиться в первоочередном порядке.