Заседание областной бюджетной комиссии открыла вице-губернатор – заместитель председателя Правительства области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон. Она напомнила, что бюджетная комиссия – новая форма работы, введенная в практику в прошлом году. Этот формат позволял выслушать каждого распорядителя бюджетных средств, разобраться в его вопросах и проблемах, максимально учесть и удовлетворить потребности каждого из участников бюджетного процесса, – отметила она.
При работе над бюджетом учитывались положения заявленной Губернатором области «Стратегии – 2015», в рамках которой проведены публичные слушания по проекту «Народная стратегия». В каждом муниципальном образовании люди выступали с инициативами, и это позволило глубже оценить их потребности, выдвигаемые ими приоритеты развития. В текущем году была использована еще одна форма получения предложений для формирования бюджета - при проведении заседаний Регионального координационного Совета Общенародного фронта в рамках реализации проекта «Народный бюджет – 2012-2014».
Министр финансов области Татьяна Мошкова в самом начале совещания еще раз напомнила собравшимся: - Мы обсуждаем не готовый бюджет, а лишь проектные цифры бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. При дальнейшей работе над бюджетом они будут уточняться в соответствии с реалиями жизни, – подчеркнула она.
В соответствии с повесткой дня были озвучены прогнозируемые поступления доходов в областной бюджет на 2012 год и плановый период, а также предварительные объёмы действующих и принимаемых расходных обязательствах областного бюджета.
По предварительным оценкам поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет на 2012 год прогнозируется в размере 47,0 млрд. рублей, это почти на 5,0 млрд. больше ожидаемых поступлений налогов в текущем году.
Бюджетообразующими источниками по-прежнему будут являться налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы по подакцизным товарам и налог на имущество организаций.
Общий объем доходов на 2011 год прогнозируется в сумме 48,8 млрд. рублей.
Формирование объема и структуры бюджетных расходов осуществлялось исходя из утвержденных базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012–2013 годы и необходимостью финансового обеспечения имеющихся обязательств. При уточнении базовых объёмов учтено снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 4%, индексация на 30% фонда оплаты труда педработников области, а также работников областных государственных учреждений для детей сирот и детей с ограниченными возможностями, работников областных учреждений дополнительного образования, работников культуры, социальной защиты населения и домов ребенка, педагогических работников начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Индексация фонда оплаты труда работников медицинских учреждений, не получающих надбавки к заработной плате в рамках национального проекта «Здоровье» и ОЦП «Модернизация здравоохранения», - на 15%. Учтена индексация стипендиального фонда, коммунальных и ряда других расходов. Все предложения, поступившие при проведении заседаний координационного Совета общероссийского народного фронта в рамках проекта «Народный бюджет 2012–2014 годов», также учтены.
Исходя из вышеизложенного, объём расходов областного бюджета составил 57,1 млрд. рублей.
За счет бюджетных средств сохраняется поддержка ряда отраслей экономики области. В целом по разделу «Национальная экономика» на 2012 год расходы просчитаны в сумме 10,6 млрд. рублей.
Бюджет области потратится на поддержку агропромышленного комплекса, развитие предприятий легкой промышленности, машиностроения, среднего и малого предпринимательства, лесного хозяйства, транспорта. На 3,5 млрд. рублей возрастут расходы на дорожное хозяйство и составят 6,4 млрд. рублей. Только на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры будет направлено 253,0 млн. рублей, а в целом жилищно-коммунальный комплекс обойдется области в 1,8 млрд. рублей.
На образование, здравоохранение, реализацию социальной политики и физическую культуру и спорт планируется направить свыше 60 % общего объема бюджетных расходов.
Общий объем расходов на образование по прогнозам составит почти 11 млрд. рублей, на здравоохранение – 12,6 млрд. рублей, на реализацию социальной политики планируется направить около 10 млрд. рублей.
Несмотря на то, что в Оренбуржье самый низкий показатель численности государственных служащих в органах региональной исполнительной власти, разговор о формировании расходов на содержание аппарата управления неизменно вызывает широкий общественный интерес.
На 10 тысяч оренбуржцев у нас приходится всего 7 чиновников областного уровня. Для сравнения: в среднем по России этот показатель составляет 13 человек, в Приволжском федеральном округе – 12. С меньшей численностью государственных служащих не работает практически ни один регион России. И тем не менее, существенного роста расходов на содержание аппарата управления в области по-прежнему не предусматривается.
В целях исполнения Поручений Президента РФ рассмотрены предложения комитета по обеспечению деятельности мировых судей и судебных участков помещениями и залами для судебных заседаний.
Дополнительные расходы областного бюджета на аппарат управления возникнут и в связи с предстоящим с 1 января 2012 года перераспределением полномочий между различными уровнями власти. Так, на региональный уровень Федерацией будут переданы полномочия в области содействия занятости населения, на что потребуются дополнительные расходы из областного бюджета в объеме 30 млн.рублей.
Дополнительные расходы областного бюджета в размере 12,7 млн.рублей потребуются на организацию в области государственного ветеринарного надзора, при этом увеличивается численность государственных гражданских служащих области. Во многом это связано с вступлением в силу нормативных актов в связи с созданием Таможенного союза, согласно которым с 1 июля текущего года ветеринарный контроль на государственной границе Российской Федерации перенесен на внешние границы Таможенного союза, что потребовало усиления ветеринарного контроля и надзора на приграничных территориях.
Возрастут расходы областного бюджета, связанные с изменениями полномочий в сфере здравоохранения, в том числе и на содержание министерства здравоохранения, поскольку начиная с 2012 года все расходы на здравоохранение, осуществляемые в настоящее время из местных бюджетов, должны будут финансироваться из областного бюджета.
Объем межбюджетных трансфертов оценен в сумме 5,7 млрд. рублей. Предварительный объем капитальных вложений – 2,3 млрд. рублей.
Учитывая большой объем вновь принятых обязательств, бюджет на 2012 год сформирован с дефицитом. Разница между доходами и расходами бюджета составляет 8,4 млрд. рублей, что свидетельствует о необходимости корректировки расходов в сторону уменьшения.
В этой связи со стороны Минфина области прозвучало предложение об изменении подходов к разработке областных целевых программ. В частности, Татьяна Мошкова отметила, что государственные распорядители бюджетных средств считают областные программы источником для получения дополнительных средств. Вместе с тем, программы – это комплекс мер, направленных на достижение результата, а не средство по выколачиванию бюджетных денег. - Если орган исполнительной власти заявляет о принятии аналогичной программы, то насколько же эффективна была предыдущая? – спрашивает министр финансов.
Заявленная на бюджетной комиссии позиция Минфина области предельно ясна и логична. - Финансируя целевые программы бюджет несет высокие расходы, поэтому результаты от выполнения этих программ должны быть реальными, ощутимыми и измеренными. На фоне бюджетного дефицита следует с аналитической точностью взвешивать эффективность реализации областных целевых программ, повышать уровень финансового менеджмента, - подчеркнула министр.
Опережающий рост расходной части бюджета над его доходами диктует необходимость грамотно выстраивать долговую политику области.
На заседании бюджетной комиссии было отмечено, что долговая политика области на предстоящую трёхлетку сформирована в соответствии с долговой политикой государства. В условиях улучшения рыночной ситуации на рынке заимствований федеральный центр рассматривает возможность последовательного сокращения поддержки региональных бюджетов за счет бюджетных кредитов и решение этого вопроса через рыночные отношения.
Покрывать дефицит областного бюджета планируется путем привлечения ресурсов на российском рынке капитала. Госзаимствования в виде выпуска ценных бумаг и кредитов коммерческих банков должны стать основным источником покрытия дефицита бюджета.
В целом долговая нагрузка на областной бюджет по состоянию на 1 января 2013 года оценивается в размере 18% к объёму доходов без учета безвозмездных поступлений. Для сравнения, такой же показатель в регионах ПФО составляет 25–50 %. Тем не менее, в области стратегической задачей считается поддержание умеренной долговой нагрузки, что в немалой степени должно обеспечить их инвестиционную привлекательность.
Комментируя вышеизложенную информацию, Наталья Левинсон отметила, что местные политиканы не понимают сути долговой политики, проводимой Правительством области. – Разыгрывая свою карту, они предпочитают трактовать ее по-своему, выразила сожаление она. Но это – именно стратегическая долговая политика, постулирующая необходимость финансирования запланированных расходов. И если мы принимаем наш основной финансовый документ с дефицитом, то должны позаботиться о том, чтобы были обязательно привлечены источники для его погашения, потому что все расходы, учтенные в бюджете мы обязаны оплатить. К сожалению раньше, когда бюджет планировался с дефицитом, его расходная часть либо не исполнялась, либо наращивалась кредиторская задолженность, переходящая на следующий год, что снижало возможности для наращивания расходной части бюджета в следующем бюджетном году.
Завершая работу областной бюджетной комиссии, министр финансов области Татьяна Мошкова и глава финансово-экономического блока областного Правительства Наталья Левинсон пожелали главным распорядителям бюджета успехов и сообщили, что дальнейшая детальная проработка и корректировка бюджетных расходов будет вестись с каждым министерством в отдельности.