Органами прокуратуры города Оренбурга надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи осуществляется на постоянной основе и является одним из приоритетных направлений деятельности.
Всего за 2011 год в городе Оренбурге 242 подростка совершили 254 преступления. Вышеуказанные цифры свидетельствуют о снижении подростковой преступности на 21,8 %.
Подростками в группах негативной направленности, в том числе при участии взрослых лиц, совершено 60 преступлений, в 2010 году - 98 преступлений.
В отношении несовершеннолетних совершено 247 преступлений, что на 12 меньше чем в 2010 году.
За вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность привлечено 14 лиц, в 2010 году – 10. В связи с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних привлечено к ответственности 25 лиц, в 2010 году – 28.
Всего в 2011 году органами прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних выявлено более 1934 нарушения, в целях устранения которых внесено 255 представлений, направлено в суд 191 исковое заявление в интересах детей, возбуждено 77 административных производств, принесено 114 протестов на незаконные нормативные акты, объявлено 27 предостережений о недопустимости нарушений действующего законодательства.
Проведенными в 2011 году проверками было установлено, что бюджет города Оренбурга по отрасли «Образование» на 2011 год утвержден с предельным дефицитом, поэтому учебниками были обеспечены лишь 82,2 % школьников, при этом 10157 экземпляров учебников приобретено директорами школ за счет субвенций, 126942 экземпляра учебников приобретено за счет средств регионального бюджета, а также они закупались за счет родителей учеников. Недостаток учебной литературы порождает обоснованные жалобы со стороны родителей.
Не все помещения муниципальных школ города, даже при наличии лицензии на ведение образовательного процесса, соответствовали требованиям пожарной безопасности. К 01.09.2011 42 образовательных учреждения не были оборудованы пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных «Стрелец-Мониторинг».
При приеме детей в образовательные учреждения администрациями школ допускались нарушения законодательства об образовании. Так, в школе № 3 города Оренбурга, установлено, что в нарушение положений действующего законодательства директором школы было отказано в приеме в порядке перевода по окончании 3 класса несовершеннолетнего К. При этом, обстоятельства, свидетельствующие о невозможности зачисления ребенка в данную школу, в том числе медицинские показания, отсутствовали.
По-прежнему остаются актуальными нарушения законодательства об образовании в части наличия в компьютерах, установленных в кабинетах информатики, доступа к сайтам, содержащим сведения об изготовлении взрывных устройств и наркотиков, эротические материалы и т.д. Свободный доступ к подобным сайтам наносит вред психическому и духовному здоровью подростков.
Некоторыми учебными заведениями, расположенными на территории города Оренбурга, нарушаются требования действующего федерального законодательства при сдаче в аренду помещений.
Так, 07.10.2011 руководителем МБДОУ №56 г.Оренбурга заключено соглашение о сотрудничестве с предпринимателем К. Согласно условиям данного соглашения МБДОУ №56 г.Оренбурга на безвозмездной основе предоставляет помещение К. для оказания преподавательских услуг в отсутствие договора о передаче муниципального имущества и согласия учредителя, что является нарушением требований п.1 ст. 296, ч.3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ.
В арендуемом у МОБУ «Межшкольный учебный комбинат» помещении, индивидуальным предпринимателем Т. организован компьютерный клуб, в котором несовершеннолетние играли в компьютерные игры различных жанров, в том числе содержащие сцены насилия, а также имеют доступ к сети «Интернет».
Прокуратурой города по результатам анализа выявленных нарушений законодательства установлено, что Комиссия по вопросам аренды имущества муниципальных образовательных учреждений формально подходит к оценке последствий договора аренды муниципальных образовательных учреждений для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей.
В ходе проверок в 2011 году выявлялись факты невыплаты начисленных единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью опекунам. По данным фактам прокуратурой города направлено 6 исковых заявлений о его взыскании в пользу опекунов. На сегодняшний день все они рассмотрены и удовлетворены, денежные средства опекунам выплачены.
Анализ работы КДН и ЗП администрации города Оренбурга выявил отсутствие надлежащей слаженной работы органов системы профилактики и координатора их деятельности, по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.
При изучении фактического исполнения межведомственного плана проведения мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Оренбурге в 2011 году, установлено, что часть плановых мероприятий, ответственными за которые является КДН и ЗП и срок исполнения, по которым истек, оставались не исполненными.
Актуальной остается проблема занятости подростков, поскольку большинство преступлений совершено лицами не работающими и не учащимися.
Одной из функций КДН и ЗП является оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, и т.д. Вместе с тем, на практике работа на данном направлении деятельности не проводится. Так, несовершеннолетние, возвратившихся из воспитательной колонии, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, условно осужденных подростков, не трудоустраивались, что свидетельствует о том, что функция КДН и ЗП по социальной реабилитации несовершеннолетних данной категории практически не осуществляется, незанятые ничем подростки продолжают совершать преступления и правонарушения.