Заседание провел председатель Уральского межрегионального координационного совета – начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов. В заседании также принимали участие начальник Южно-Уральской железной дороги – сопредседатель Уральского межрегионального координационного совета Виктор Попов, представители органов власти, компаний-операторов и грузовладельцев, а также общественных и отраслевых организаций.
Заседание совета проводилось в рамках видеоконференции с подключением студий в Челябинске, Оренбурге, Кургане, Петропавловске, Екатеринбурге, Тюмени, Перми, Сургуте.
Напомним, основной задачей Совета является координация взаимодействия участников перевозочного процесса в вопросах повышения эффективности организации железнодорожных перевозок.
На заседании обсуждались вопросы обеспечения погрузочными ресурсами грузовладельцев, создания эффективной системы консолидированного управления вагонным парком на технологических принципах работы обезличенным парком, вывод на безубыточную деятельность пассажирских пригородных перевозок, а также пути улучшения транспортного обслуживания экономик регионов через практическую реализацию принятых нормативных правовых актов.
Как отметил в своем докладе начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов, индустриально развитый регион, обслуживаемый двумя железными дорогами - Свердловской и Южно-Уральской, в 2011 году отправил по железной дороге 210,6 млн тонн грузов, что составляет 17% погрузки сети. Суммарный грузооборот двух дорог достиг 342 млрд тонно-км, прирост к 2010 году составил 19,7 млрд тонно-км (+6,1%). С пассажирских станций отправлен 51 млн пассажиров, в том числе 38 млн в пригородном сообщении. Успешному завершению прошедшего года во многом способствовали решения, принятые на Координационных советах.
С целью сокращения простоев в ожидании оформления документов Свердловская и Южно-Уральская железные дороги – филиалы ОАО «РЖД» совместно с таможенными органами на каждой грузовой станции проводят работу по совершенствованию технологии взаимодействия грузовладельцев с таможенными органами в выходные и праздничные дни.
Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владимир Павлов отметил в своем докладе, что в дальнейшем решению проблем обеспечения заданных объемов грузоперевозок может способствовать совершенствование планирования погрузки, а также сбалансированность предъявляемых объемов грузов с пропускными возможностями железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, необходимо создание механизмов, стимулирующих участников перевозочного процесса на улучшение показателей использования парка вагонов, минимизацию времени нахождения вагонов под погрузочно-разгрузочными операциями, сокращение встречного порожнего пробега вагонов.
При анализе сложившейся в настоящий момент ситуации с удовлетворением растущих потребностей экономики в осуществлении железнодорожных грузоперевозок участники совещания отметили необходимость консолидации парка вагонов для увеличения его управляемости.
Субъектам Федерации и отраслевым союзам было рекомендовано обобщить и направить в Свердловский и Южно-Уральский территориальные центры фирменного транспортного обслуживания данные по прогнозным объемам перевозок грузов в 2012 году для реализации региональных программ ввода социальных объектов, строительства и ремонта автодорог.
Субъектам Федерации также было предложено рассмотреть возможность направления в Правительство РФ обращения о поддержке инициатив компании ОАО «РЖД» по улучшению транспортного обслуживания регионов, основанных на взаимной ответственности всех участников транспортного рынка за рациональное использование погрузочных ресурсов. В частности, особое внимание было предложено уделить ускорению работы по унификации тарифов за порожний пробег вагонов вне зависимости от класса перевозимых грузов, повышению тарифа за порожний пробег во встречном направлении, восстановлению технологии централизованного управления обезличенным парком универсальных полувагонов до внедрения новой эффективной технологии его работы в условиях многочисленности операторов подвижного состава.
Для обеспечения перевозчику в 2012 году полной компенсации выпадающих доходов от регулирования тарифа на пригородные перевозки субъектам Федерации было предложено рассмотреть возможность увеличения субсидий в региональных бюджетах на 2012 год.
Напомним, в соответствии с заключенными между ОАО «Свердловская пригородная компания» (осуществляющей перевозку пассажиров в зоне деятельности ЮУЖД) и правительствами субъектов Российской Федерации договорами по транспортному обслуживанию пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2012 году, предусмотрено выделение субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов, в размере 502,7 млн. рублей, в том числе:
- по Челябинской области – 97,9 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года на 27,5%;
- по Курганской области – 106,0 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года на 87,7%;
- по Оренбургской области – 274,8 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года практически на 100%;
- по Республике Башкортостан – 24,0 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года на 90,2%.
Из-за недостаточной компенсации пригородных пассажирских перевозок возникает угроза банкротства пригородных пассажирских компаний, а значит, приостановки пригородного железнодорожного сообщения на территории области. В связи с этим в текущем году предстоит найти взаимопонимание с правительствами областей и, в целях сохранения социально-значимого вида перевозок, добиться выделения дополнительных субсидий из региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
Отраслевым союзам было предложено продолжить работу по построению более эффективных логистических цепочек при перевозке грузов, в том числе с использованием потенциала Уральской логистической ассоциации, заключению долгосрочных договоров с владельцами (операторами) подвижного состава по стабильным ставкам за использование вагонов.
Субъектам Федерации, промышленным предприятиям и организациям было рекомендовано рассмотреть вопросы строительства транспортно-логистических центров, обеспечивающих оптимальную транспортную схему доставки груза потребителю, через сеть автомобильного, железнодорожного и водного транспорта и оказать содействие ОАО «РЖД» по вопросам выбора площадок для размещения терминально-логистических центров, подключения к внешним инженерным сетям и транспортным коммуникациям с формированием предложений по каждому проекту для включения их в региональные программы.
Субъекты Федерации, Южно-Уральский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания, Южно-Уральская дирекция управления движением рассмотрели возможность организации работы оперативных рабочих групп для решения возникающих транспортных задач по обеспечению перевозки грузов железнодорожным транспортом в регионах обслуживания ЮУЖД по аналогии сложившейся практики работы на Свердловской железной дороге.
Правительствам Курганской, Оренбургской и Челябинской областей также было предложено создать Транспортные комиссии с участием отраслевых общественных организаций, ассоциаций, союзов и промышленных предприятий, субъектам Федерации, отраслевым союзам – обеспечить координацию разработки и реализации среднесрочных программ развития путей необщего пользования на период 2012-2016 гг.
Субъектам Федерации в рамках действующего законодательства было предложено рассмотреть предложения Свердловской и Южно-Уральской железных дорог по механизмам привлечения бюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для обеспечения возрастающих объемов перевозок. С целью освоения железными дорогами прогнозируемого увеличения объемов предъявляемых к перевозке грузов рассмотреть возможности привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры на основных направлениях грузопотока было предложено также крупным промышленным предприятиям и организациям субъектов РФ. В свою очередь, Свердловская и Южно-Уральская железные дороги подготовят предложения по механизмам привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и их возврата на взаимовыгодной основе. Свердловская и Южно-Уральская железные дороги, Свердловский и Южно-Уральский территориальные центры фирменного транспортного обслуживания, Свердловская и Южно-Уральская дирекции управления движением в рабочем порядке также проведут оценку запланированных объемов предъявляемых к перевозке грузов и сбалансированности представленных прогнозов с пропускными возможностями инфраструктуры железной дороги.
Участники заседания выразили заинтересованность в дальнейшем улучшении взаимодействия, планирования и развития системы железнодорожных перевозок на решающих станциях Свердловской и Южно-Уральской железных дорог.
Начальник ЮУЖД Виктор Попов отметил, что создание координационных советов по железнодорожным перевозкам на межрегиональном и региональных уровнях стало крайне своевременной мерой, которая уже успела показать первые положительные результаты.
Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владимир Павлов также отметил, что опыт работы регионального координационного совета, полученный за период ноябрь 2011 года – январь 2012 года, подтвердил своевременность организации и действенность созданной структуры для оперативного решения поставленных перед ним задач. Владимир Павлов также отметил, что создание межрегионального координационного совета позволит еще более эффективно вырабатывать совместные решения по повышению эффективности организации железнодорожных перевозок.
Алексей Миронов выразил представителям органов власти субъектов и другим участникам заседания благодарность за активное участие в работе координационного совета. Он подчеркнул, что совместная работа носит деловой конструктивный характер и выразил уверенность, что выработанные решения позволят значительно улучшить работу с грузоотправителями.