Под таким девизом прошло Всероссийское совещание представителей предприятий молочной отрасли России в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, подготовленное Национальным союзом производителей молока (СОЮЗМОЛОКО). В совещании приняли участие статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства России Александр Петриков, президент СОЮЗМОЛОКО Айрат Хайруллин, председатель Правления СОЮЗМОЛОКО Андрей Даниленко, а также более 200 представителей отрасли из 45 регионов страны.
В ходе совещания обсуждалась кризисная ситуация, сложившая сегодня в молочной отрасли, а также меры государственной поддержки, необходимые для спасения молочной отрасли в сезон «большого молока» 2012 года.
По итогам совещания была принята Резолюция, содержащая комплекс срочных и долгосрочных мер, необходимых для отрасли.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийского совещания представителей предприятий молочной отрасли
от 24.05.2012г.
В связи с тяжелейшей ситуацией в мировой молочной индустрии, вызванной перепроизводством молока, и, как следствие, падением цен, российская молочная отрасль столкнулась с недопустимым снижением цен, как на сырое молоко, так и на готовую молочную продукцию.
По мнению участников совещания, для сохранения молочной отрасли страны необходимо принять комплекс срочных и долгосрочных мер. В случае, если предложенные меры не будут приняты в указанные сроки, нас ожидает неминуемый развал молочной отрасли России, сопровождаемый:
- невозвратом значительного объема кредитных ресурсов;
- потерей средств господдержки молочной отрасли, потраченных за последние 10 лет;
- всплеском роста безработицы на селе, деградацией традиционно аграрных территорий страны;
- массовыми банкротствами предприятий по производству и переработке молока;
- значительным сокращением поголовья молочного стада (до 30%);
- полной зависимостью России от импортной молочной продукции.
Срочные меры:
1. Провести экстренное совещание под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева по критической ситуации в молочной отрасли страны до 10 июня 2012 года.
2. Внести изменения в Бюджет Российской Федерации на 2012 год в части выделения дополнительных средств на субсидирование товарного молока из расчета 5 рублей на1 литртоварного молока высшего и первого сорта до 1 июля 2012 года.
3. Приостановить ввоз сухого цельного молока (СЦМ), сухого обезжиренного молока (СОМ), сухой молочной сыворотки и масла сливочного крестьянского 72,5% и 82,5% жирности из Республики Беларусь с 4 июня до 1 декабря 2012 года, с целью стабилизации цен на указанную продукцию на российском рынке и прекращению демпинга со стороны белорусских поставщиков.
Оперативный контроль за исполнением данной меры поручить ГИБДД МВД России и РЖД России.
Поручить разработать систему контроля за качеством, объемами и ценами поставляемой молочной продукции из Беларуси в Россию Минсельхозу, Росветнадзору и Россельхознадзору России до 1 декабря 2012 года.
4. Приостановить импорт сухого цельного молока (СЦМ), сухого обезжиренного молока (СОМ), сухой молочной сыворотки и масла сливочного крестьянского 72,5% и 82,5% жирности из дальнего зарубежья с 4 июня до 1 декабря 2012 года.
Контроль за исполнением данной меры поручить Таможенному комитету Российской Федерации.
5. Усилить функции государственного контроля за исполнением «Технического регламента на молоко и молочную продукцию», особенно в части неправомерного использования растительных жиров тропического происхождения. На государственном уровне признать недопустимым использование растительных жиров тропического происхождения при производстве молочной продукции.
Изменить законодательство в части ужесточения административной ответственности за нарушение техрегламента, вплоть до введения штрафных санкций в размере годового оборота предприятия – производителя до 1 июля 2012 года.
Дать чрезвычайные полномочия Роспотребнадзору и Россельхознадзору России осуществлять массовые проверки предприятий по выпуску молочной продукции и розничной торговли в безуведомительном порядке с 1 июля 2012 года.
Значительно ограничить импорт растительных жиров тропического происхождения на территорию Российской Федерации, используя механизм квотирования с 1 июля 2012 года.
6. Приступить к реализации разработанной Министерством сельского хозяйства России Программы стимулирования потребления молока и молочных продуктов через социальную рекламу, увеличение их потребления в учреждениях бюджетной сферы (детские, медицинские, военные и др. учреждения) с 1 июля 2012 года.
Долгосрочные меры:
7. Для обеспечения равных конкурентных условий внутри Таможенного союза необходимо разработать и законодательно закрепить систему планирования и контроля товарооборота в его рамках, а также гармонизировать уровень государственной поддержки с учётом долгосрочных планов по национальному развитию стран - участниц Союза. До момента принятия соответствующей системы следует ужесточить контроль за выполнением Балансов торговли молочными продуктами и соблюдением индикативных цен.
8. В связи с вступлением России в ВТО, на переходный период (2013-2015 годы) необходимо обеспечить максимально допустимый уровень защитных мер и государственной поддержки в размере 26 млрд. рублей ежегодно. Также следует учесть особые риски для таких молокоёмких подотраслей, как производство сухого молока, сливочного масла и сыра. Ввести оперативный мониторинг динамики импорта молочной продукции и незамедлительное принятие ограничительных мер в случаях резкого роста объемов. В рамках гармонизации условий работы в ВТО, просим увеличить срок кредитования в молочной отрасли как минимум до 15 лет, понизить уровень кредитной ставки и ввести отсрочку по началу выплаты тела кредита на 5 лет. Просим также разработать программу господдержки модернизации предприятий молочной переработки (прежде всего предприятий сыроделия, маслоделия и молочно-консервного направления), без которой невозможна конкуренция молочной отрасли страны в условиях ВТО.
9. Ускорить принятие Технического регламента на молоко и молочные продукты Таможенного союза с учетом всех предложений российской стороны. В первую очередь, ужесточить требования к использованию растительных жиров при производстве молокосодержащих продуктов, а также не допустить принятия термина «восстановленное молоко».
10. Внести изменения в пункт 4 статьи 154 Налогового Кодекса Российской Федерации, учитывающие проблему в начислении НДС при применении сельхозтоваропроизводителями льготной системы налогообложения и при применении перерабатывающими предприятиями общей системы налогообложения. Также предлагаем продлить нулевую ставку налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей до 2020 года.
11. Реструктурировать кредиты, выданные производителям молока из регионов, пострадавших от засухи 2010 года, последствия которой помешали им аккумулировать денежные средства для возврата тела кредита. А также предприятиям, принимавшим участие в национальном проекте, особенно с учетом вступления России в ВТО, страны-участницы которой финансируют аналогичные проекты с гораздо более низкой процентной ставкой и на более длительный срок (25-30 лет под 0-2%).
12. Ужесточить контроль Федеральной антимонопольной службы за внутриотраслевым распределением доходов от реализации молока и молочной продукции между производителями молока, переработчиками молока и торговлей.
13. Считаем необходимым поручить Росстату и Минсельхозу России усовершенствовать методику получения оперативных и достоверных данных по мониторингу поголовья, продуктивности, валовому надою, объему товарного молока в молочном животноводстве России, особенно в общественном секторе.
14. Для объективной оценки финансового состояния молочного животноводства, рентабельности производства сырого молока, считаем необходимым поручить Росстату и Минсельхозу России усовершенствовать методику расчета себестоимости производства молока. Существующая практика искажает реальную картину, не позволяя принимать правильные решения, направленные на развитие молочного животноводства. Прежде всего, существующий расчет по правилам бухгалтерского учета не включает следующие затраты на производство молока: несубсидируемую разницу по уплаченным процентам, убыток от реализации выбракованной коровы (выручка от реализации минус остаточная стоимость), убыток от производства говядины как побочного неизбежного производства молочного животноводства, выращивание ремонтного молодняка.