Отметим, что заседание Уральского межрегионального координационного совета прошло второй раз в текущем году. Первое заседание состоялось 14 февраля 2012 года. Заседание провели руководители Свердловской железной дороги Алексей Миронов и Южно-Уральской железной дороги Виктор Попов. В заседании принимали участие представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и надзорных органов, компаний-операторов, грузовладельцев, а также общественных и отраслевых организаций.
Заседание совета проводилось в рамках видеоконференции с подключением студий в Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Магнитогорске, Оренбурге, Орске, Петропавловске, Перми, Сургуте, Тюмени.
Напомним, основной задачей Совета является координация взаимодействия участников перевозочного процесса в вопросах повышения эффективности организации железнодорожных перевозок.
На заседании обсуждались вопросы совершенствования взаимодействия с региональными органами власти, муниципальными образованиями, правоохранительными органами по обеспечению безопасности на железнодорожных переездах Южно-Уральской и Свердловской железных дорог в 2012 году, обеспечения погрузочными ресурсами грузовладельцев, создания эффективной системы консолидированного управления вагонным парком на технологических принципах работы обезличенным парком, вывод на безубыточную деятельность пассажирских пригородных перевозок, а также пути улучшения транспортного обслуживания экономик регионов через практическую реализацию принятых нормативных правовых актов.
Начальник ЮУЖД Виктор Попов отметил положительную динамику погрузки и грузооборота на Южно-Уральской магистрали за 5 месяцев 2012 года. Так, погрузка на Южно-Уральской железной дороге за январь–май 2012 года составила почти 38,8 млн тонн, что на 9,7% больше аналогичного периода 2011 года. Грузооборот за 5 месяцев 2012 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 2,4% и составил почти 72,9 млрд тонно-км.
Кроме того, начальник ЮУЖД Виктор Попов отметил, что важнейшим фактором, определяющим развитие транспортной отрасли, являются инвестиции в развитие инфраструктуры. Так, на реализацию инвестиционной программы в границах Южно-Уральской железной дороги в 2012 году планируется направить 12,2 млрд руб. Из этих средств на модернизацию и обновление инфраструктуры будет направлено 9,6 млрд руб (79%). На реализацию инвестиционной программы в границах Южно-Уральской железной дороги в 2011 году было направлено 9,8 млрд руб. Из этих средств на модернизацию и обновление инфраструктуры направили 6,5 млрд руб (66%). Рост инвестиций текущего года к прошлому составляет 2,4 млрд. руб. или 124,5%.
По проблеме обеспечения безопасности на железнодорожных переездах участники заседания отметили, что в целях сокращения аварий с участием железнодорожного и автомобильного транспорта необходимо прилагать усилия для ликвидации пересечений автомобильных и железных дорог в одном уровне. Однако этот процесс потребует огромных затрат и продолжительного времени. Только в пределах Южно-Уральской магистрали эксплуатируется более 450 железнодорожных переездов. Кроме того, главы местных администраций зачастую препятствуют закрытию малодеятельных и опасных железнодорожных переездов. На ЮУЖД в 2011 году удалось закрыть только один переезд в Курганском регионе. В Челябинском, Оренбургском и Курганском регионах ЮУЖД требуется закрытие еще ряда железнодорожных переездов и строительство ряда путепроводов.
В целях повышения безопасности движения на железнодорожных переездах участники встречи предложили ужесточить ответственность для нарушителей правил дорожного движения на железнодорожных переездах и содействовать принятию закона об административной и уголовной ответственности для таких нарушителей. Кроме того, участники встречи отметили, что должны быть сформированы предложения по установке технических средств на переездах, фиксирующих нарушения – так как в настоящее время замечания дежурных по переезду не являются достаточным основанием для принятия мер по отношению к нарушителям. Средствами видеофиксации нарушений в этом году планируется оборудовать два железнодорожных переезда в Челябинском регионе ЮУЖД. Участники заседания также отметили эффективность наглядной агитации на переездах для повышения безопасности дорожного движения.
Напомним, решением международного железнодорожного сообщества совместно с Комиссией Европейского Союза и Европейской экономической комиссией ООН 7 июня 2012 года отмечается Международный день привлечения внимания к железнодорожным переездам. К акции, проходящей под девизом «Соблюдай безопасность на железнодорожных переездах!», присоединяются железнодорожные организации более 40 стран мира, в том числе ОАО «РЖД».
В связи с этим в Челябинском, Курганском и Оренбургском регионах ЮУЖД состоятся рейды для водителей автотранспортных средств, в ходе которых им вручат буклеты, напоминающие о правилах движения на переездах, и футболки с символом акции. Мероприятия пройдут с привлечением представителей ГИБДД и местных администраций.
Отметим, за 5 месяцев 2012 года на железнодорожных переездах ЮУЖД из-за грубого нарушения водителями автотранспортных средств правил дорожного движения произошло два дорожно-транспортных происшествия. Последнее ДТП случилось 18 мая 2012 года на железнодорожном переезде перегона Устиново – Курамино Челябинского региона ЮУЖД. В 05:53 (московское время) на неохраняемом переезде29 кмперегона Устиново – Курамино при исправно действующей световой и звуковой переездной сигнализации произошло столкновение одиночного локомотива и автомобиля. Водитель выехал на переезд при запрещающих показаниях переездной сигнализации. В результате пострадали 2 человека: водитель и пассажир автомобиля.
Еще одно ДТП случилось 19 марта 2012 года на железнодорожном переезде перегона Каргала-Сырт Оренбургского региона Южно-Уральской железной дороги. В 00-38 (московское время) на неохраняемом переезде1469 кмперегона Каргала-Сырт при исправно действующей световой и звуковой переездной сигнализации из-за грубого нарушения водителем автотранспортного средства правил дорожного движения произошло столкновение легкового автомобиля с первой секцией локомотива проходящего грузового поезда. Установлено, что водитель автомобиля находился в состоянии алкогольного опьянения. В результате ДТП локомотив поврежден в объеме текущего ремонта, на переезде погнуты два направляющих столбика.
Для предотвращения случаев ДТП и обеспечения безопасности движения поездов на переездах Южно-Уральской магистрали регулярно проводится комплекс профилактических мероприятий. В январе-мае 2012 года на ЮУЖД дежурными по переездам зарегистрировано 565 замечаний. По всем случаям информация отправлена в органы ГИБДД. На 146 замечаний получены ответы по принятым к нарушителям мерам: 1 водитель лишен прав, 48 – оштрафованы, 51 – наказаны административно, 44 – предупреждены.
В администрацию районов и областей, автопредприятия и ГИБДД написано 1,4 тыс. писем по безопасности движения на железнодорожных переездах. С водителями проведено 8,8 тысяч бесед, охват слушателей при этом составил 24,6 тыс. человек. Водителям выдано более 50 тыс. памяток с напоминанием о последних случаях ДТП и правилах проезда через железнодорожные переезды. Более 17 тыс. водителей проинструктировано в автохозяйствах. По вопросам обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах проведено 94 совещания с участием представителей районных, городских, областных администраций, ГИБДД и дорожных хозяйств.
В рамках программы по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах в 2012 году на Южно-Уральской магистрали запланировано проведение капитального ремонта на 19 переездах. На 34 переездах планируется уложить резинокордовый настил, на 10 переездах – модернизировать энергоснабжение, на 15 – электроосвещение. Полуавтоматическими шлагбаумами планируется оборудовать 4 переезда.
На заседании совета также обсуждались вопросы совершенствования нормативно-правовой базы. Еще на первом заседании межрегионального координационного совета членам совета (представителям органов власти, компаний-операторов и грузовладельцев, общественных и отраслевых союзов) было предложено рассмотреть возможность направления в Правительство РФ обращений о поддержке инициатив компании ОАО «РЖД» по улучшению транспортного обслуживания регионов, основанных на взаимной ответственности всех участников транспортного рынка за рациональное использование погрузочных ресурсов. В частности, особое внимание было предложено уделить ускорению работы по унификации тарифов за порожний пробег вагонов вне зависимости от класса перевозимых грузов, повышению тарифа за порожний пробег во встречном направлении, восстановлению технологии централизованного управления обезличенным парком универсальных полувагонов до внедрения новой эффективной технологии его работы в условиях многочисленности операторов подвижного состава.
На заседании 5 июня руководители Южно-Уральской и Свердловской железных дорог поблагодарили партнеров за оказанную поддержку данных инициатив ОАО «РЖД».
Кроме того, участники встречи отметили необходимость определения органа, уполномоченного взимать штраф за безбилетный проезд в пригородных поездах – в настоящее время определена сумма штрафа, но отсутствует орган, который может его взимать. Было внесено предложение о передаче указанных функций сотрудникам транспортной полиции.
На заседании также обсуждались вопросы компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении.
В 2012 году убытки пригородных пассажирских компаний на полигонах Свердловской и Южно-Уральской железный дорогах прогнозируются в размере 2 млрд. 439 млн. рублей. Компенсация, предусмотренная в региональных бюджетах, составляет 1 млрд. 879 млн. рублей, что на 22% выше объема компенсации в 2011 году, уровень компенсации составит 77%, в том числе:
- на полигоне Свердловской железной дороги убытки составят 1 млрд. 671 млн. рублей, компенсация – 1 млрд. 376 млн. рублей, уровень компенсации убытков – 82%, непокрытый убыток – 313,04 млн. рублей;
- на полигоне Южно-Уральской железной дороги убытки – 769 млн. рублей, компенсация – 503 млн. рублей, уровень компенсации убытков – 65%, непокрытый убыток – 276,2 млн. рублей.
Напомним, в соответствии с заключенными между ОАО «Свердловская пригородная компания» (осуществляющей перевозку пассажиров в зоне деятельности ЮУЖД) и правительствами субъектов Российской Федерации договорами по транспортному обслуживанию пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2012 году, предусмотрено выделение субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов:
- по Челябинской области – 97,9 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года на 27,5%;
- по Курганской области – 106,0 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года на 87,7%;
- по Оренбургской области – 274,8 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года практически на 100%;
- по Республике Башкортостан – 24,0 млн. рублей, что покроет планируемые убытки 2012 года на 90,2%.
Из-за недостаточной компенсации пригородных пассажирских перевозок возникает угроза банкротства пригородных пассажирских компаний, а значит, приостановки пригородного железнодорожного сообщения на территории области. В связи с этим в текущем году предстоит найти взаимопонимание с правительствами областей и, в целях сохранения социально-значимого вида перевозок, добиться выделения дополнительных субсидий из региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
Начальник ЮУЖД Виктор Попов отметил, что по итогам проведения двух заседаний Уральского межрегионального координационного совета заметно увеличилась заинтересованность членов совета и участников перевозочного рынка в работе совета как в площадке, на которой рассматриваются и решаются оперативные вопросы самого разного характера. Начальник ЮУЖД Виктор Попов также отметил своевременность создания координационного совета как эффективного инструмента решения всех возникающих вопросов.