13 июня Президент России В.В. Путин утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Какие цели и задачи определены для государства в этом документе, какого рода изменений стоит ожидать в этой сфере гражданам страны, жителям нашего региона? На эти и другие вопросы отвечает Веналий Владимирович Амелин, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ, доктор исторических наук, профессор, президент Ассамблеи народов Оренбургской области.
- Концепцию государственной миграционной политики ждали в российском обществе. Ведь в современных условиях миграция стала важнейшим фактором экономического, демографического, политического и культурного развития российского социума. Вместе с тем она имеет и другую сторону: растет межнациональная напряженность, этническая преступность, бывают порой и погромы. Этот научно обоснованный программный документ, обозначивший основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции, призван нивелировать эти явления.
- Веналий Владимирович, кто сегодня приезжает в Россию, и насколько прибывающие мигранты отвечают потребностям и возможностям нашего общества?
- Как известно, Россия занимает в последние годы второе место в мире по приему мигрантов (после США). Ежегодно в страну въезжает свыше 12 миллионов мигрантов, в основном из стран СНГ. Это граждане Украины (20%), Узбекистана (14%), Казахстана (11%), Таджикистана и Азербайджана (6%), Киргизии и Армении (3%). В Оренбуржье практически та же ситуация, она обусловлена геополитическим - приграничным - положением региона, т.е. близостью центрально-азиатских государств.
По данным Управления Федеральной миграционной службу по Оренбургской области, в2011 г. наибольшее количество граждан и лиц без гражданства прибыло из Узбекистана – 29,8 тысячи человек, Казахстана – 26,1, Таджикистана - 9,6, Азербайджана – 4,4, Киргизии – 3,3 тысячи человек. За 5 месяцев текущего года поставлено на миграционный учет 43 тысячи человек. Надо сказать, мигранты несколько изменили этническую структуру населения региона. По данным переписи населения 2010 года, число национальностей выросло с 119 в 2002-м до 126 в 2010 году. За межпереписной период наблюдается увеличение численности узбеков (с 3 до 5 тысяч), таджиков (с 2,5 до 4 тысяч), киргизов, корейцев и представителей других национальностей.
Было бы неверно говорить о том, что труд иностранных работников стал структурообразующим фактором экономики области, хотя трудовые мигранты уже давно заняли определенные ниши, к примеру, в строительной отрасли. Здесь занято 59% от их общей численности в регионе. Но в целом трудовая миграция по–прежнему не оказывает влияния на рынок труда в области. Сегодня на российский рынок, как считают специалисты, приходит «малоквалифицированная рабочая сила».
Сегодня в Россию, по словам В.В. Путина, может въехать «кто угодно, как угодно и когда угодно». В миграционной политике России отсутствует процесс абсорбции (отбора), как это происходит в западных странах. К примеру, в тех же США квотируют въезд из разных стран, отбирают нужных мигрантов. Одной из первых реформ, начатых в свое время президентом Франции Н. Саркози, стала реформа миграционной политики. Именно в его бытность руководителем страны было создано министерство по делам иммиграции, интеграции и национальной идентификации. Неугодные «цыгане» высылались из страны, а бунты иммигрантов в Париже жестко подавлялись полицией.
Ну а Россия, как считает известный российский демограф Л.Л. Рыбаковский, не всегда проводит миграционную политику, которая соответствует ее собственным интересам. По его мнению, Россия должна не только устанавливать нижние границы привлечению мигрантов на постоянное местожительство, но и определять этнические и страновые интересы. В первую очередь это должны быть соотечественники, а также титульные для России народы. Их сегодня 17-18 миллионов (в т.ч. русских 16-17 миллионов).
Поэтому одной из важнейших проблем, как нам представляется, является содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Следует отметить, что несколько лет в этом направлении работа уже велась. Принятая в 2006 году программа помощи добровольного переселения соотечественников, была рассчитана на переезд 300 тысяч человек. Однако прибыло только 61 тысяча (в т.ч. 29 тысяч в 2011 году). Для приема в стране соотечественников необходимы соответствующие условия, связанные с жильем, трудоустройством, обучением, но, к сожалению, они не всегда и не везде создаются.
Кого можно еще принять в Россию на постоянное местожительство? Тех трудовых мигрантов, которые проживают в России свыше трех лет, хорошо освоили профессию, знают русский язык, обычаи местного населения. Их 2,5 миллиона человек, и одна треть из них хотели бы получить российское гражданство, перевезти семьи.
Одной из задач миграционной политики является создание механизмов для привлечение в страну высококвалифицированных специалистов разных стран. До настоящего времени в России эта проблема не разрешена.
- Каким образом принятая Концепция коснется жителей Оренбургской области?
- Первое. Для нашей области крайне важно положение Концепции о создании условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, информировании о культурных традициях и нормах поведения. Ведь основная масса мигрантов в Оренбурге - из стран Центральной Азии. Молодежь очень плохо знает русский язык, так как его перестали преподавать в школах этих государств. В этой деятельности, как нам представляется, работники миграционной службы должны тесно сотрудничать с национальными диаспорами, этнокультурными организациями.
Практика сдачи тестов по языку существует в западноевропейских странах: Великобритании, Германии, Голландии, Франции и т.д. И в Госдуме России разрабатывается законопроект об обязательном изучении русского языка для мигрантов - работников с сфере ЖКХ, торговли и больничного обслуживания. Предполагается, что за обучение будут платить сами мигранты, и многим это не под силу, так как они являются самой низкооплачиваемой категорией работников в России.
В качестве примера можно привести ситуацию с попыткой организации обучения русскому языку мигрантов в г. Оренбурге. В Совет Ассамблеи народов Оренбургской области обратились руководители ряда национальных диаспор центрально-азиатских стран с просьбой помочь организовать курсы русского языка для соотечественников. Руководство ОГПУ пошло навстречу: на кафедре русского языка были подготовлены программы, для обмена опытом педагоги посетили г. Челябинск. Однако попытка обучения провалилась из-за якобы высоких цен на обучение, хотя желающих было много. Руководство вуза снизило цены. Однако занятия так и не начались. По мнению некоторых представителей национальных диаспор, на рынке можно купить сертификат о знании русского языка за сумму более низкую, нежели курс обучения…
Второе. На территории области не следует создавать этнических анклавов мигрантов, целесообразнее избегать сегрегации (отделения), или, проще говоря, компактного их поселения. Международный опыт свидетельствует, что это чревато бунтами (как это было на протяжении несколько лет в городах Франции) или же межэтнической напряженностью между местным населением и приезжими. К примеру, сегодня в Москве уже есть районы, где родители-москвичи вынуждены искать школы, детсады подальше от своего местожительства, так как в близлежащих образовательных учреждениях много детей мигрантов.
Третье. Ценным посылом в Концепции является направление, посвященное совершенствованию работы с иностранными студентами, особенно из стран СНГ. По итогам социологических опросов более 90% студентов из центрально-азиатских государств связывают свою будущую судьбу после окончания вуза с Россией и хотят стать ее гражданами. В 2011 году в учебных учреждениях области обучалось 2365 иностранцев, в том числе в вузах 964 студента – из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Армении и других стран. Это все потенциальные граждане России.
Четвертое. Еще одним важнейшим направлением Концепции является содействие формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Не секрет, что в российском обществе достаточно высокий уровень неприятия и враждебности в отношении иностранных мигрантов. По социологическим исследованиям более 50% оренбуржцев полагают, что мигранты представляют угрозу для России, а более 30% высказывают негативное отношение к представителям определенных национальностей.
Необходимо изменить психологию принимающего населения, так как чувствуется некий социально-культурный дискомфорт между «новожителями» (мигрантами) и «старожителями» (местным населением). Предлагаются три типа взаимодействия – интеграция, ассимиляция, сегрегация. Конечно же, предпочтительнее интеграция иммигрантов в российский социум.
- Степень активности государства, общества в разрешении вышеназванных миграционных проблем диктуется их остротой, мощностью миграционных потоков…
- Совсем недавно я спросил у молодого узбека (гастарбайтера), плохо знающего русский язык: «Зачем приехал в Оренбург? Иш ёк? (Работы нет?)» - и получил ответ: «Иш бор, пул ёк (Работа есть, денег нет)». За работу, выполненную на родине, по его словам, платят копейки. Как показывают прогнозы социально-экономического демографического развития в ряде центрально-азиатских стран, миграционные потоки в Россию из этих государств сокращаться не будут. Поэтому большое внимание в Концепции уделено проблемам противодействия незаконной миграции. По различным оценкам таковых в России от 3 до 5 миллионов человек. Документ разработан с учетом интеграционных процессов со странами СНГ, Таможенного союза и его Единого экономического пространства.
Предполагается три этапа реализации Концепции. Первый - до 2015 года, предусматривающий создание инфраструктуры для интеграции и адаптации мигрантов (центры информационной и правовой поддержки, курсы по изучению русского языка и культуры России и т.д.). Второй этап (2016-2020 гг.) - анализ правоприменительной практики правовых актов РФ. Третий этап (2021-2025 гг.) - уточнение стратегических ориентиров и приоритетов миграционной политики.
Поэтому, несомненно, принятие Концепции - своевременный и необходимый шаг, но этот документ останется на бумаге, если не создать законы, стимулирующие миграцию, снижающие риски приезжающих в Россию людей. И не только иностранцев, но и россиян, переезжающих в другие регионы нашей страны.
Подробную информацию можно получить по тел. 91-21-21 (Екатерина Каляева, и.о. начальника отдела по связям с общественностью, пресс-секретарь ОГУ)