2013 год объявлен в России годом экологии и защиты окружающей среды. Но для нефтяной отрасли этот вопрос актуален всегда. Об опыте ТНК-ВР в области HSE (Health, Safety&Environment) рассказывает вице-президент компании по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды Елена Компасенко.
Для российских нефтяных компаний экологическая тема зазвучала особенно остро весной 2012 г., после критики со стороны правительственных чиновников. Тогда критике подверглись основные нефтяные проекты региона: в 2011 г. общий объем разливов составил 5 289 тонн, а количество инцидентов превысило 3 500. Во многом это объяснялось ветхостью инфраструктуры западносибирских месторождений: проекты были запущены еще в 60-е годы прошлого века, поэтому большая часть трубопроводных систем на сегодняшний день морально и физически устарела.
– Предотвратить разрывы на изношенных трубопроводах практически невозможно, - соглашается вице-президент ТНК-BP по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды Елена Компасенко. – Бесконечно латать дыры и «подклеивать» старые нефтепроводы невозможно. Результаты принесет только последовательная и комплексная работа по полномасштабной замене обветшалых труб. В ТНК-ВР эта работа ведется в рамках программы целостности трубопроводов, которую компания реализует с 2003 г., – рассказывает топ-менеджер ТНК-ВР. – На сегодняшний день произведена замена 7 700 км трубопроводов – это 36% от их общей протяженности. Ингибированием защищено более 12 000 км системы (56%), под защитой от внутренней коррозии находится около 8 500 км нефтепроводов (73%). Общий объем инвестиций в программу целостности трубопроводов превысил 30 млрд рублей. И снижать планку мы не намерены: до 2023 г. ТНК-ВР планируется направить на эти цели еще около 36 млрд рублей.
Особое место в программе занимают вопросы диагностики нефтепроводов. «Предупредить аварию всегда легче, чем устранить ее последствия», – говорит Компасенко. ТНК-ВР не жалеет средств на внедрение инноваций и лучших мировых практик в этой области. Например, в этом году компания впервые использовала для контроля целостности трубопроводов телекоммуникационные системы. Эта технология позволяет обнаружить повреждения в сети в разы быстрее, чем традиционные системы: в случае порыва на трассе оповещение специализированных служб происходит практически мгновенно. Кроме того, ТНК-ВР уже несколько лет активно использует длинноволновые и магнитные методы сканирования, что позволяет эффективно и с высокой точностью обнаружить практически все внутренние и внешние дефекты трубы. «Точность таких инновационных измерений кратно превышает показатели традиционно используемых методов, а значит, многомиллионные вложения окупаются», - говорит Елена Компасенко. В пользу подобного подхода свидетельствует и статистика: с 2009 г. число инцидентов на проектах ТНК-ВР снизилось практически вдвое.
Тяжелое наследство
В 2003 году, при своем создании, ТНК-ВР добровольно взяла на себя обязательства по рекультивации так называемых земель исторического наследия. Это территории, которые были загрязнены отходами работы нефтяной промышленности десятилетия назад, на заре создания отрасли.
– Подобный шаг – серьезное и ответственное решение для любой компании, – говорит Елена Компасенко. – Несколько десятилетий назад вопросам экологии уделялось далеко не столько внимания, как это делается сегодня, в результате загрязненные земли стали тяжелым наследием для нашей страны. Только на Самотлорском месторождении таких площадей было более 5 000 га. Сегодня их осталось менее 1 500 га. А к 2019 г. они исчезнут совсем, – уверяет топ-менеджер.
Рекультивация земель исторического наследия – одна из основных задач ТНК-BP: только в 2011 г. на эти цели компания выделила 1, 145 млрд рублей. К 2016 году будут полностью рекультивированы земли исторического наследия «Ваньеганнефти» и «Нижневартовского нефтегазодобывающего предприятия» – всего около 140 гектаров. На эти цели планируется направить более 300 млн руб.
– В работе по рекультивации центральное место мы уделяем внедрению новых технологий, увеличиваем инвестиции в закупку нового оборудования, позволяющего проводить работы максимально эффективно и бережно», – говорит Компасенко.
Например, для более точной и детальной оценки площади загрязненных участков компания использует аэросъемку с беспилотных летательных аппаратов, а также космическую съемку сверхвысокого разрешения.
Экологическая ответственность – это выгодно
По данным газеты «Ведомости», среди крупнейших российских нефтяных компаний ТНК-ВР – лидер по объему инвестиций в защиту окружающей среды: в 2011 году на эти цели холдинг направил более 26 млрд рублей. Подобную щедрость компания объясняет холодным расчетом. «Любой инцидент, загрязнение, остановка производства – все это время и деньги, которые компания потратит на устранение последствий. Простой производства влечет за собой снижение эффективности, а значит – упущенную выгоду. Чем более ответственна и дисциплинирована компания в вопросах экологии, тем меньше риски возникновения потерь. Поэтому в этой области ТНК-ВР занимает проактивную позицию», - поясняет Елена Компасенко.
Информационная открытость – один из элементов этой стратегии. Компания ежегодно инициирует проведение круглых столов и конференций с участием независимых экологических организаций, в том числе крупнейших – Всемирного Фонда охраны дикой природы, Гринпис России и Союза охраны птиц России.
Есть у компании и специальные экологические программы. Например, по месторождению Каменное в ХМАО: этот участок частично расположен на территории уникального природного заповедника, имеющего международное значение. Союз охраны птиц России регулярно проводит здесь орнитологические исследования, оценивая численность птиц и следя за сохранением биологического разнообразия. Данные этих исследований и советы орнитологов учитываются ТНК-ВР при производственном планировании и разработке программ по замене трубопроводов.
Похожие проекты компания реализует с водоохранными организациями в рамках ежегодных акций по очистке берегов Байкала и Волги.
– Открытость – это требование времени. И ТНК-ВР его выполняет полностью: среди крупнейших игроков российской нефтяной отрасли, это, пожалуй, наиболее открытая и активная компания с точки зрения взаимодействия с независимыми экологическими организациями, – говорит директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц, – ТНК-ВР не боится открытого диалога с экологами и контроля с их стороны.