Перемещаться между регионами Приволжского федерального округа, минуя московские аэропорты, граждане смогут в том числе и благодаря доступной стоимости перелета. Пассажир оплачивает 50% стоимости авиабилета, остальные 50% компенсирует государство - 25% из федерального бюджета и 25% - из регионального. Об этом сообщила вице-губернатор – заместитель председателя Правительства области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон.
В конце минувшей недели она выступила на совещании в Самаре, где рассматривался вопрос готовности субъектов РФ к реализации пилотного проекта по развитию региональных авиаперевозок в ПФО, которое провел полномочный представитель Президента в ПФО Михаил Бабич. В совещании участвовали министр транспорта России Максим Соколов, представители Росавиации, авиакомпаний, аэропортов и заместители руководителей регионов ПФО.
Михаил Бабич заявил, что для начала реализации проекта развития региональных авиаперевозок в ПФО есть все основания - Правительством подписано Постановление «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году».
- С 1 апреля 2013 года мы официально имеем право начать летать и получать субсидии, - отметил полпред.
Наталья Левинсон подтвердила участие Оренбуржья в проекте. – Правительством области разрабатывается комплексная программа развития региональных и местных авиаперевозок до 2030 года, - рассказала она. – Первым ее этапом станет приобретение в лизинг трех самолетов соответствующего класса – девятнадцатиместных Л-410. ГУП «Международный аэропорт Оренбург» имеет соответствующий сертификат на эксплуатацию. Все необходимые процедуры конкурсного отбора на заключение договора поставки самолетов проведены, идет обучение летного и технического составов.
Вице-губернатор внесла предложения по участию оренбургского предприятия в организации авиаперевозок пассажиров на отдельных маршрутах ПФО по договору с основным авиаперевозчиком по специальному тарифу. – Думается, это станет хорошим примером кооперации при реализации проекта в масштабе федерального округа, - считает Наталья Лазаревна.
На ее взгляд, возрождение местных и региональных авиаперевозок диктуется временем и экономическими основаниями - транспортная активность населения возрастает. У воздушного транспорта есть свои преимущества в скорости, комфорте, качестве. Особое значение это имеет при организации бизнес-поездок, туристических маршрутов, программ выходного дня.
Возможность совершать перелеты из одного региона Приволжья в другой жители округа ждали давно. Как отметил в ходе совещания министр транспорта России Максим Соколов, всего лишь 7% жителей страны пользуются авиасообщением, а в ПФО, где проживает более пятой части населения России, и того меньше. Объемы региональных авиаперевозок в регионах Приволжья за последние 30 лет снизились почти в 50 раз - с 2 млн. человек до 41 тысячи человек. Причина - в отсутствии самолетов соответствующего класса и экономических возможностях населения.
- Мы рассчитываем, что именно этот проект выведет ситуацию с развитием региональных авиаперевозок в округе на качественно иной уровень. Ожидается, что количество пассажиров по итогам текущего года возрастет ориентировочно в пять раз и достигнет приблизительно 150-170 тысяч человек в год, - подчеркнул он.
Глава Минтранса также напомнил участникам совещания, что именно в Самаре 9 месяцев назад Михаил Бабич озвучил идею возрождения региональных пассажирских авиаперевозок в Приволжье. Принципиальное отличие программы в том, что все возрастные ограничения сняты - льготами на авиаперелеты в крупнейшие города Приволжья будут пользоваться все категории граждан. Для этого разработана финансовая модель, которая подразумевает, что пассажир оплачивает лишь половину стоимости авиабилета. Оставшуюся часть покрывает субсидия государства. Другая новация - конкурс по выбору генерального перевозчика и субподрядчиков, которые обеспечат маршрутную сеть. Он будет проводиться централизованно Росавиацией, и, как заверил полпред, «к выбору будем подходить тщательно и щепетильно».
Участники совещания уверены, что проект, разработанный в ПФО, будет способствовать развитию региональных экономик, а у производителей авиационной техники появятся экономические стимулы для разработки линейки отечественных региональных самолетов. Как подчеркнул Михаил Бабич, цель проекта - дать посыл авиакомпаниям, участникам авиационного рынка, что государство всерьез занялось региональной авиацией и создает долгосрочные условия формирования этого рынка, государственной поддержки. Тем самым будет простимулирована отечественная авиапромышленность и авиакомпании для разработки, производства и закупки именно российских самолетов, по-другому они просто появиться не могут. За перерыв в несколько десятилетий, с момента, когда мы произвели последнюю машину малой авиации, были утрачены технологии, кадры, кооперационные цепочки. Чтобы все субъекты рынка поверили, что этим нужно заниматься и будет поддержка лизинговыми программами, субсидированием, дан импульс подписанным Постановлением Правительства РФ. С этого момента у авиакомпаний, конструкторских бюро, заводов-производителей есть все основания заниматься этой важной работой. Таких предприятий в округе не мало. Например, в Самаре проходит сертификацию самолет «Рысачок». Это будет «первая ласточка», которую авиакомпании, и, возможно, государственные партнеры смогут закупать. Есть предприятия в Ульяновске, Нижнем Новгороде. Производственные, научные возможности, кадровый потенциал в округе есть.
Таким образом, пилотный проект, ранее других запускаемый в Приволжье, создаст условия для производства российских самолетов за счет развития внутреннего рынка сбыта, станет началом возрождения отечественного самолетостроения.