Заседание круглого стола по этой теме состоялось в Торгово-промышленной палате Оренбургской области 20 августа. Обсуждались вопросы
1. Проблемы участников региональной производственной цепочки «животноводы – хладобойни – мясопереработка – торговые сети - потребитель».
2. Обеспечение и контроль качества и безопасности мясного сырья, возможности стандартизации.
3. Направления и эффективность государственных мер по развитию отрасли.
4. Коррупция как препятствие развития регионального мясного рынка.
В обсуждении участвовали:
Президент ТПП области Виктор Сытежев, вице-президент Евгений Серебряков, руководители производственных и мясоперерабатывающих предприятий Иван Радаев (ОДО АПХ «Целина»), Игорь Шубаев (ООО «Гаймясопродукт»), Татьяна Лютикова (ООО «Мясная душа»), Галина Косенко (ООО «Величество трапеза»), Ольга Аравицкая (ООО «Мясокомбинат «Сорочинский»), представители организаций розничной и оптовой торговли (ТС «сосеДДушка», ГУП «Облпродконтракт»). Позицию контрольных и надзорных органов представляли Павел Христиановский (Оренбургское городское управление ветеринарии), Ольга Никонова и Дмитрий Бреус (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области), Виктория Сердаева (Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области) и Евгения Прокофьева (Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области).
Президент ТПП Оренбургской области В.А. Сытежев открыл заседание и проинформировал, что по данным экспертных компаний, по численности поголовья КРС Оренбургская область занимает 2-е место по РФ после Калмыкии. Но мясной рынок, особенно рынок говядины и субпродуктов, испытывает ряд проблем, которые и предложил обсудить на заседании круглого стола.
Радаев И.В., как представитель крупного производителя КРС области, указал на то, что главное противоречие между производителями КРС и потребителями – юридическими лицами состоит в том, что первые хотят цену повысить, а вторые – понизить. ОДО АПХ «Целина» считает, что предлагаемая рыночная цена 130 руб./кг - не рентабельна.
По общему мнению участников, для потребителя главное – это качество говядины (а это обычно охлажденное мясо регионального производителя).
Для мясопереработчиков важно соотношение цены и качества (в основном, это блочное импортное мясо). С блочным мясом они работают, поскольку оно дешевле, удобнее в хранении, а вкусовые качества продукции мясопеработки не отличаются от продукции, изготовленной из охлажденного мяса. Но при этом многие производители используют в изготовлении полуфабрикатов сырье областного производства. Производителям необходимо в сегодняшней ситуации изыскивать возможности снижения издержек в целях уменьшения себестоимости, использовать передовой управленческий опыт.
Сегодня на территории области функционируют убойные цеха, но их мало и необходимо развивать инфраструктуру мясного рынка, а также создавать логистические центры, которые бы обеспечивали взаимодействие производителей и потребителей мяса, мелких с/х производителей.
Традиционно охлажденное мясо приобретается населением, в основном, на розничных рынках. Сегодня, в связи с перепроизводством и проблемами со сбытом, его начали широко продавать торговые сети и специализированные магазины. Проблема – найти новых производителей говядины, которые могли бы поставлять необходимые объемы стабильного качества и по приемлемым ценам . Сегодня в этом качестве выгодно отличаются АПХ «Целина», «Оренбург-Иволга», СГЦ «Вишневский».
Не обошли участники и проблемы конъюнктуры регионального мясного рынка в связи с членством России в ВТО и Таможенном Союзе. После вступления РФ в ВТО, по словам Ольги Аравицкой, стартовала «ценовая лихорадка» на рынке свинины. На рынок говядины пока влияние незначительно. После начала работы Таможенного союза увеличился ввоз блочного мяса из Белоруссии, в которой себестоимость не только блочного, но и охлажденного мяса значительно ниже областных цен. Разница в себестоимости объясняется более мягкими климатическими условиями в Белоруссии, значительными размерами государственной поддержки с/х производителей.
Представители контрольных и надзорных органов отметили, что реальные цифры объемов ввоза сложно определить, поскольку мониторинг ввоза ведется одновременно несколькими государственными структурами. Импортируется только блочное мясо, которое идет в мясопереботку. Все охлажденное мясо КРС – регионального производства.
Участники были едины в том, что в области необходимо формировать государственный заказ, планировать производство и реализацию говядины в рамках одного министерства, сельского хозяйства. Надо ускоренными темпами развивать племенные хозяйства, при производстве говядины обращать внимание на те породы, которые имеют невысокую себестоимость производства мяса.
Оренбургские производители мяса сегодня не полностью перерабатывают скот, много отходов, которые могли бы, например, использоваться при производстве костной муки.
И главное - необходимо формировать и стимулировать взаимосвязи между всеми участниками рынка и звеньями производственной цепочки мяса.
Качественное региональное сырье не должно реализовываться по такой же цене, что и импортное блочное мясо, поскольку его качество выше. Необходимо формировать спрос на продукцию «премиум класса», производимого на основе более дорогого, но и более качественного регионального сырья. Необходимо брендирование, стандартизация продукции, повышение качества подачи мяса потребителю.
Представитель управления по фитосанитарному контролю обратил внимание на то, что в ближайшем будущем в связи с требованием законодательства, мясо, полученное в результате самостоятельного убоя вне убойных цехов, можно будет использовать только для личного потребления, продажа его будет запрещена.
Переходя к третьему вопросу, Виктория Сердаева (Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области) подчеркнула, что в области действуют необходимые меры государственной поддержки с/х производителей. Однако участниками было высказано мнение о том, что получить помощь и даже информацию о ней крайне сложно, и они предложили внедрить субсидирование производителям разницы между ожидаемыми и реальными ценами реализации говядины в качестве одной из мер господдержки.
Много было высказано также по поводу несоблюдения требований по качеству продукции, которая приобретается бюджетными организациями (больницами, детскими садами, школами) через систему госзакупок. Госзакупки требуют поставок охлажденного мяса, по факту же поставляется импортное блочное мясо.
Участники пришли к заключению о необходимости формирования рабочей группы по контролю качества продукции, соблюдению условий поставок через систему государственных закупок. При несоблюдении требований к качеству заказчик должен сообщать о таких нарушениях, проводить экспертизу не только по количеству, но и по качеству поставленного мяса.