В 2009 году проектировщики стали одним из первых профессиональных сообществ Оренбуржья, принявших институт саморегулирования. Объединив в своих рядах большую часть участников рынка архитектурно-строительного проектирования области, некоммерческое партнерство СРО «Альянс проектировщиков Оренбуржья» стало ведущей экспертной организацией и важнейшим регулятором рынка. В рамках своей компетенции и профессиональных обязательств альянс контролирует развитие рынка проектирования, практику проведения государственных и коммерческих конкурсов, ежегодно проводит проверки организаций-членов СРО на их соответствие требованиям законодательства. Поэтому в рамках подготовки обзора рынка проектных услуг мы побеседовали с генеральным директором альянса Александром Волковым о сегодняшнем дне оренбургских проектировщиков.
- Александр Николаевич, сколько проектных организаций, по Вашим оценкам, играют существенную роль на рынке проектирования Оренбургской области?
- Все проектировщики, являющиеся членами саморегулируемой организации, играют активную роль на рынке. Если раньше можно было получить лицензию и не использовать ее, то членство в СРО требует значительного вступительного взноса, взноса на формирование компенсационного фонда и ежемесячного членского платежа. Поэтому все, кто вступил в альянс, так или иначе не стоят на месте. До 2009 года организациям Оренбургской области было выдано около 560 лицензий на проектные работы. Сегодня членами СРО являются 148 организаций, то есть лишь четверть прошлого количества.
- Но ведь некоторые организации стали членами других СРО?
- Да. Около 15-20 стали членами СРО других регионов. Основная причина их выбора – возможность легко получить допуски к работам. Многие столичные фирмы создают межрегиональные СРО, рассматривая этот рынок как бизнес. Они объединяют около 3-4 тысяч организаций всей страны, понятно, что ни о каком контроле здесь не может идти речь. У нас есть негласное правило: когда к нам приходит организация из другого региона, мы спрашиваем у руководства, почему они не вступили в региональную СРО. К нам обращались проектировщики из Владивостока, Хабаровска, Москвы, но мы стараемся принимать только местные организации. Ведь их нужно контролировать, ежегодно проверять, что на таких расстояниях делать довольно затруднительно. К тому же местные проектировщики прекрасно знают друг друга, понимают, кто как ведет себя на рынке и на что способен. А проектировщики других регионов – никому не известны. Почему наши члены должны за них отвечать в случае необходимости?
- После кризисного периода строительный рынок отличает некоторое оживление. Характерно ли для 2010-го и 2011 годов увеличение спроса на услуги проектировщиков?
- Хороший проектировщик всегда загружен работой. По долгу службы я общаюсь со многими руководителями проектных организаций - работа есть у всех. Конечно, был период низкого спроса на строительные и проектные услуги, но ведь и игроков на рынке стало меньше. В настоящее время повышается спрос на проектирование социальных объектов: правительство области занялось и спортивными сооружениями, и школами, и детскими садами.
- Как проводятся конкурсы на проектирование этих объектов?
- В рамках СРО мы контролируем всю информацию о проводимых в области конкурсах и рассылаем ее нашим членам. Особенность государственных торгов заключается в низкой стоимости конкурсных работ. Муниципалитеты экономят бюджетные средства, поэтому выставляют низкую цену контракта, которая в ходе конкурса еще снижается. Нормальная проектная организация не пойдет работать за копейки. Такая ситуация характерна и для строительных тендеров. Эта проблема до сих пор остается нерешенной, мы ею занимаемся.
Не менее важная проблема государственных конкурсов – некомпетентность специалистов, которые их проводят. Зачастую люди, которым доверен такой важный сектор экономики, как государственные торги, допускают серьезные ошибки из-за незнания, прежде всего, законодательства о проведении конкурсов на проектирование, строительство и инженерные изыскания. Например, совмещают лоты по всем этим трем видам работ. Но универсальных организаций, способных состоять сразу во всех трех типах СРО, настолько мало, буквально единицы, что таким образом происходит искусственное ограничение конкуренции, от госзаказа отсекаются специализированные, во многом более профессиональные, организации.
Кроме того, нередко проводятся конкурсы на инженерные изыскания объектов, на которых уже заложен фундамент, а это уже наводит на разные мысли. Такие ошибки допускаются довольно часто, поэтому мы уже выступили с предложением к президенту Торгово-промышленной палаты области Виктору Сытежеву проводить семинары по госзакупкам не только для участников торгов, но и для их организаторов из районных администраций.
- В целом, власть разных уровней активно влияет на работу проектировщиков?
- Безусловно, влияет, особенно в сфере социальных объектов. Многие процессы согласования, на мой взгляд, излишни. Например, благодаря нашим усилиям был отменен сбор средств за выдачу разрешений на строительство, введение в эксплуатацию объектов и выдачу градостроительного плана, который осуществляла оренбургская городская администрация. Сейчас добиваемся того, чтобы отменили требование утверждения эскизного проекта. Не должна администрация согласовывать, какого цвета будет то или иное здание, если она не является заказчиком объекта. У каждой проектной организации в штате есть архитектор, который проектирует здание исходя из своего опыта и профессионализма. Проектирование – это, прежде всего, творчество, которое нельзя ограничивать во всем.