9 февраля 2011 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) приняла решение о возбуждении дел в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний – ОАО «Газпром Нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Ранее, в конце декабря 2010 года, ФАС России по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием о разъяснении причин роста цен и предостережением от их необоснованного роста. Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января 2011 года составил 53 % на дизельное топливо зимнее. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%. По данным ФСТ России, доходы от экспорта нефтепродуктов из Российской Федерации в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросли на 48 % – с ,795 млрд до ,4 млрд. Причем доходы от экспорта дизельного топлива выросли на 43,6 % – с ,886 млрд до ,696 млрд. В натуральном выражении экспорт этого вида топлива увеличился на 8,2 % – с 37,461 млн тонн до 40,549 млн тонн.
Следовательно, на российском рынке нефтепродуктов сложилась ситуация дефицита дизельного топлива и светлых бензинов, что значительно повысило их стоимость. С 1 января в России начали действовать новые ставки акцизов на топливо, что, безусловно, также повлияло на стоимость нефтепродуктов.
Тем не менее ФАС усматривает в действиях компаний такие признаки нарушения, как установление и поддержание монопольно высоких цен, изъятие товара из обращения, результатом которого явился рост цен, создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива компаниям, входящим в группу лиц ВИНК по сравнению с не входящими в одну группу лиц. Есть у ФАС России претензии к тому, каким образом торгуют компании на биржах: недостаточный объём предложения, отсутствие анонимности торгов, нерегулярность продаж, совершение крупных адресных сделок, которые не позволяют получить рыночных котировок по нефтепродуктам.
Но рост цен остановило не предупреждение ФАС, а гневный окрик премьер-министра России Владимира Путина. Нефтяные компании после критики с его стороны стали наперегонки рапортовать о снижении цен на дизельное топливо. Заявленные снижения остались не только на бумаге, но все же не компенсировали удорожание, произошедшее с начала года. Средние по России цены на ДТ на АЗС, по данным «Кортес», выросли по сравнению с первой неделей января на 5,7 %, в то время как зафиксированное снижение к первой неделе февраля составило 0,5%. Рост цен на Аи-92 и Аи-95 с начала года составил 3 %.
Вот какую динамику изменения цен на нефтепродукты зафиксировала специалист-эксперт ФАС Анастасия Тарасенко. В Оренбургской области за последние 4 месяца, начиная с конца октября 2010 г. наблюдалось увеличение цен на нефтепродукты ежемесячно. На рынке мелкооптовой реализации средний процент роста цены на нефтепродукты в месяц составлял 1,5-2,0 %. Резкий скачок цены на дизельное топливо зимнее (20 %) был зафиксирован в начале декабря 2010 г. В последующем, начиная с 31 декабря 2010 г. цены на нефтепродукты в среднем к 07.02.2011 г. выросли на:
- бензин Нормаль-80 - 17-18 %;
- Аи-92 - 9 %;
- Аи-95 - 4 %;
- ДТ зимнее - 14 %.
С 11 февраля 2011 г. по результатам проводимого ежедневного мониторинга цен на нефтепродукты на территории Оренбургской области, Оренбургским УФАС России выявлено снижение стоимости всех видов светлых бензинов и дизельного топлива:
- в мелком опте на 3 %;
- на АЗС на 4-4,5 %.
После критики со стороны премьер-министра РФ Владимира Путина по поводу необоснованной дороговизны топлива нефтяники снизили цены, но недостаточно — к такому выводу пришли участники состоявшегося в середине февраля заседания президиума правительства. Они считают, что темпы удешевления дизтоплива в течение недели должны быть ускорены вдвое, а для установления прозрачных рыночных цен следует обязать НПЗ и бюджетные организации-потребители активнее заключать сделки на бирже нефтепродуктов.
Путин высказал мнение, что бюджетные организации должны приобретать на бирже часть топлива для своих нужд. Это касается не только силовых ведомств — самых крупных покупателей нефтепродуктов, но и всех прочих министерств, подчеркнул он.
Вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий ТЭК, в своем выступлении конкретизировал поставленную премьером задачу. По его мнению, все российские НПЗ — как вертикально-интегрированные, так и независимые — необходимо обязать реализовывать на биржевых торгах не менее 15 % выпускаемых нефтепродуктов.
Чтобы привлечь на биржи покупателей, нужно заставить все бюджетные организации закупать там не менее 50 % необходимого им топлива, полагает Сечин. Для этого требуется расширение круга участников биржевых операций. Прежде всего власти могут стимулировать приход на биржу крупных государственных покупателей, например, РЖД, сельхозпроизводителей, предприятий ОПК, что повысит ликвидность и уменьшит возможности по манипулированию ценами.
К сожалению, пока все эти рыночные механизмы в России не работают. Наиболее эффективным методом контроля за ценами является гневный окрик главного по стране. Других методов нефтяные компании не бояться.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев подчеркивает: «Все нефтяные компании знают, что если они попадаются во второй раз, штраф будет умножен на два. Третий раз — еще на два. А после трех раз подряд может быть и уголовное наказание в виде лишения свободы. Все это прекрасно понимают».
Влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен. Внутренние российские цены на нефть существенно отличаются от экспортных. По мнению ФАС, отсыл к мировым ценам — не оправдание. Хотя некоторые доводы в пользу нефтяников все же есть.
«Поскольку наши НПЗ обязали перейти к выпуску топлива по стандарту Евро-5 в ближайшие годы, предполагаются довольно большие инвестиции в переработку. И в таких условиях снижать рентабельность НПЗ не очень правильно», — считает эксперт Василий Танурков.
Но, как отмечает специалист-эксперт ФАС Анастасия Тарасенко, в действительности в цепочке «производство-переработка-реализация» нефтепродуктов ВИНК на данный момент сложно отследить затраты на единицу продукции в том или ином звене.
Контроль цен на энергоносители — стратегическая задача государства. В конечном итоге это цены на перевозки и на продовольствие. Антимонопольная служба будет возбуждать дела и в четвертый, и в пятый раз. До тех пор, пока государство и бизнес не найдут общий язык.
«Ежедневный мониторинг позволяет считывать картинку с ценообразованием практически на всей территории Российской Федерации. В этом отношении мы ситуацию контролируем полностью», - пояснил Владимир Окшин, руководитель Оренбурского УФАС.
Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями – т. н. ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.
Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства). Например, для строительства новой АЗС требуются от 700 тысяч до 1 млн долларов США.
На 1 января 2010 г. по данным территориальной службы государственной статистики на территории Оренбургской области зарегистрировано около 200 компаний, осуществляющих реализацию нефтепродуктов.
Из них наиболее крупных - 17, семь из которых имеют собственные нефтебазы, расположенные на территории области. К числу крупных участников рынка мелкооптовой реализации нефтепродуктов на территории Оренбургской области относятся:
- ОАО «Оренбургнефтепродукт» (ОАО «РуссНефть») - доля более 80 %;
- ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» (ООО «Лукойл») - более 5 %;
- ООО «Уралтехснабпром» (г.Орск, независимая компания) - более 5 %.
Эти же компании, к которым добавляется еще ООО «Розничная сеть АЗС «Салават» доминируют и на розничных рынках. При это ОАО «Оренбургнефтепродукт» контролирует более 25 % рынка , ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» - более 10 %, а ООО «Розничная сеть АЗС «Салават» - более 30 %.
Главный игрок на оренбургском рынке компания «Оренбургнефтепродукт» входит в состав ВИНК с головным офисом в Москве. Естественно, цены на нефтепродукты диктуются оттуда. А московские менеджеры ориентируются, в первую очередь, на позиции крупнейших российских игроков – ТНК-ВР, Лукойла, Газпромнефти и Роснефти. Таким образом, влияние местного менеджмента, и тем более локальной рыночной ситуации на цену на бензин и дизтопливо практически ничтожно.
По мнению Владимира Окшина, пока не будет исключено такое явление в современной российской рыночной экономике, как трансфертное ценообразование, ситуация на рынке нефтепродуктов так и будет оставаться непрозрачной. Этим должна заниматься налоговая служба, которая сегодня создает мощное подразделение, которое будет отслеживать сделки внутри ВИНК.
Кроме того, должна более интенсивно применяться такая действенная мера, как изменение экспортной пошлины на нефтепродукты, которая должна расти в период резкого роста спроса на бензин или дизтопливо.
Конечно, большие надежды ФАС возлагает на биржевую торговлю. Пока же ее нет, По мнению ФАС, цена на внутреннем рынке нефтепродуктов и нефти должна определяться с учетом цен, которые складываются на мировом рынке, за вычетом тех затрат и дополнительных расходов, которые несут российские нефтяные компании при экспорте нефти и нефтепродуктов, то есть таможенных сборов, акцизов и транспортной составляющей.