Продолжается перераспределение ресурсов и ответственности за состояние социально-экономического развития муниципальных образований и качество уровня жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам местного самоуправления. В связи с этим перед руководителями муниципальных образований стоит главная задача - существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии, современные организационные формы работы.
Опыт адаптации экономики муниципальных образований к современной рыночной среде выявил множество проблем, сдерживающих данный процесс, и наиболее актуальной из них является проблема формирования эффективной системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Проблема многофакторная и ее неразрешенность зависит как от квалификации менеджмента муниципалитета, так и от законодательной базы, регулирующей процесс управления.
Основные параметры управления социально-экономическими процессами в муниципальных образованиях определяет ФЗ №131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В законе предусмотрены самостоятельность муниципалитетов в формировании программ и планов социально-экономического развития и местных бюджетов, возможность осуществления муниципальных заимствований и межмуниципального сотрудничества, закрепление собственной доходной базы муниципальных образований в виде местных налогов и доли регулируемых налогов.
Главные источники дохода муниципальных образований — это подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход и налог на имущество. Следовательно, наполнение бюджета муниципалитета напрямую зависит от количества действующих предприятий, роста активности предпринимательской деятельности, роста количества рабочих мест и благосостояния жителей.
Необходим, прежде всего, такой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал бы росту их экономического потенциала. На сегодняшний день наиболее действенным инструментом развития экономики является привлечение инвестиций в реальный сектор, создание современных производств как промышленных, так и в сфере АПК.
Механизм поддержки инвестиционной активности в муниципалитете включает использование всех инструментов поддержки предпринимательской сферы с целью создания благоприятной среды для развития экономики: это развитие и содержание в надлежащем состоянии инфраструктуры, информационная поддержка, долевое финансирование, уплата процентов за кредит, налоговые льготы, устранение бюрократических барьеров для вхождения в бизнес и др.
За инвестиции регионам приходится конкурировать, при этом успешными являются регионы с внятной инвестиционной политикой, регионы, где для инвестора создают «тепличные условия», регионы, где власти готовы нести свою часть затрат на реализацию инвестиционных проектов. Не секрет, что инвестирование в российские регионы иностранные инвесторы связывают с большими рисками. В первую очередь эти риски связаны с неопределенностью в будущем, непредсказуемостью властей, высоким уровнем бюрократии и нежеланием властей искать общий язык с инвестором. Опыт общения с фондами прямых инвестиций показал, что конкретный регион инвестирования выбирается инвесторами самостоятельно на основе открытой информации о возможностях развития бизнеса на конкретной территории, а также опыта работы в регионе других инвесторов.
В конце января 2007 года Министерство регионального развития РФ разработало новый подход к типологизации регионов по основанию развития и степени включенности в мировые процессы развития. Всего выделено три группы регионов: локомотивы роста, опорные регионы и депрессивные регионы. Оренбургская область оказалась в группе депрессивных. Депрессивные регионы характеризуются значительным экономическим спадом в основных отраслях в течение последних 10 лет. Отличием депрессивных регионов является то, что при более низких в настоящее время, чем в среднем по стране, экономических показателях в прошлом это были развитые районы, по некоторым позициям занимавшие видное место в экономике страны. На территории депрессивных регионов отмечается низкий уровень жизни населения, дефицит трудовых ресурсов.
Таким образом, при анализе нашей области инвесторы, скорее всего, придут к тем же выводам – вложения в регион будут высоко-рискованными.
Поэтому необходимо вместе с созданием органов, ответственных за привлечение инвестиций, изменить региональную инвестиционную политику. Муниципалитетам необходимо активизировать работу, направленную на улучшение инвестиционного климата территории. Необходимо проводить исследования, выявлять приоритетные направления усиления конкурентных позиций и формировать стратегию социально-экономического развития муниципального образования исходя из имеющихся возможностей, направленную на улучшение инвестиционного имиджа.
Важнейшей задачей являются повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований, создание условий для привлечения частных инвестиций. На сегодняшний день кроме информации о сырьевой базе и производственном потенциале инвесторов интересует следующая информация:
1. Наличие стратегии развития, обеспечивающей активизацию экономического потенциала муниципального образования и повышения уровня жизни людей.
2. Наличие инвестиционных проектов, содержащих современные требования к развитию производства и совершенствованию социальной среды.
3. Консолидация бизнес-сообщества и населения в реализации стратегии, в том числе и в долевом финансировании инвестиционных проектов.
Как мы писали в ФЭБ № 121 за 2010 год, экономический потенциал большинства муниципалитетов Оренбургской области характеризуется как «пониженный» или «низкий», а риски - как «высокие» и «средние». Это определяется неразвитостью инфраструктуры, отсутствием квалифицированных кадров, непродуманной политикой социально-экономического развития, отсутствием стратегии развития и малым количеством заявляемых инвестиционных проектов.
Если в ближайшие 3-5 лет мы хотим видеть рост инвестиционных вложений в нашу область, причем честных инвестиций, тех, которые в результате превращаются в рабочие места, и рост валового регионального продукта, а не являются реконструкцией и капитальным ремонтом существующих производств, необходима грамотно разработанная стратегия развития, которая будет не просто документом для полки, а руководством к действию, настольным документом администрации муниципалитета. Под стратегией социально-экономического развития муниципального образования следует понимать совокупность целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инвестиционные факторы экономического роста.
Стратегия развития призвана дать ориентиры для отечественного и зарубежного бизнеса, позволяющие сделать вывод о тех направлениях развития, которые будут иметь поддержку со стороны местного сообщества. В стратегии должны найти отражение те факторы, которые наиболее значимы при принятии решений о размещении инвестиций: наличие эффективных инвестиционных проектов, уровень развития инфраструктуры (производственной, рыночной, социальной), трудовые ресурсы и их квалификация, финансовый климат. В итоге следует сформулировать основные направления, методы их реализации, а также провести анализ возможных проблем, препятствующих реализации потенциальных возможностей развития муниципалитета.
Очевидно, что стратегия развития муниципалитета тесно связана с планами развития бизнеса, вовлеченности населения, участия общественных и религиозных организаций. Поэтому и в разработке стратегии должны принимать участие все перечисленные группы. Исходя из этого, можно выделить следующие цели разработки стратегии:
- определение долгосрочных перспектив, потенциала экономического роста, стратегических направлений развития;
- выявление и активизация потенциала «точек роста»;
- обеспечение соответствия стратегических приоритетов развития муниципалитета стратегическим приоритетам областной стратегии;
- обеспечение сбалансированного развития, позволяющего конвертировать результаты экономического роста в повышение уровня и качества жизни населения;
- формирование механизмов решения ключевых проблем развития;
- определение необходимых объёмов инвестиций и мероприятий по обеспечению инвестиционной привлекательности территории.
Наиболее перспективный путь разработки стратегии заключается в разбиении работы на две части: первая - разработка концепции стратегии, которая включает анализ основных социально-экономических показателей в динамике за 5-7 лет, определение наиболее существенных отклонений и выяснение причин отклонения показателей по годам. Результаты анализа должны представляться в формате SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). При этом учитывают взаимное влияние отраслей промышленности и социальной сферы, а также внешних условий промышленного развития региона (муниципального образования), которые должны способствовать реализации поставленных задач. Результаты итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем используют для формирования приоритетных направлений развития и определения курса экономической политики, а также для совершенствования механизмов экономического развития муниципального образования (рисунок 1).
Также необходимо провести глубокий PEST-анализ. Оценить, какие политические, социальные, экономические и технологические факторы влияют на социально-экономическое развитие муниципалитета.
После проведенного анализа вырабатываются возможные стратегические направления развития и анализируются сценарии развития. В итоге формируется документ, содержащий выводы по результатам проведенного анализа, с указанием ключевых факторов, влияющих на развитие экономики муниципалитета, а также предлагаемую программу действий. Далее необходимо организовать обсуждение разработанной концепции в бизнес кругах и среди активной части населения. Полученные замечания должны быть тщательно проанализированы и учтены при доработке концепции стратегии. Следующий этап - доработка и утверждение стратегии развития.
Основные направления стратегического развития муниципального образования необходимо детализировать в виде утвержденных программ развития, которые должны обеспечить устранение препятствующих факторов экономического развития.
Если большинство муниципалитетов будет придерживаться предложенной методики при разработке стратегии развития, при этом стратегия будет содержать направления решения конкретных проблем, препятствующих развитию предпринимательства, это станет хорошим началом к диалогу с инвесторами о развитии бизнеса в нашей области.
Валентин Филатов,
агентство «Оренбуржье-инвест».