Любой начинающий предприниматель сталкивается с вопросом: где взять деньги на организацию собственного дела. И начинает искать инвестора, т.е. человека или организацию, которые согласятся вложить финансовые средства в его бизнес. Но куда бы он ни обратился со своей идеей, будь то организации, оказывающие поддержку бизнесу, или финансовые структуры, ему в ответ на вдохновенный рассказ о предстоящем деле ответят: пишите бизнес-план. Практика показывает, что эта простая фраза ставит в тупик многих потенциальных бизнесменов. Услышав такое, человек теряется, так как толком не знает, что это такое «бизнес-план», как его писать, что в нем должно быть отражено.
Умение составлять бизнес-план - на самом деле очень важная часть предпринимательской деятельности. И не только потому, что без него не найти инвестора. Он необходим и для успешного развития бизнеса в дальнейшем. Поэтому наш сегодняшний рассказ посвящен именно этой теме.
Если есть желание работать на выбранном сегменте рынка, то вы должны ежедневно отслеживать положение дел по четырем направлениям. Именно от этих четырех сил исходит основная угроза процветанию вашего бизнеса. Первая - это конкуренты. За ними нужно следить каждый день, собирать информацию: что они делают, как развиваются. Вторая - новые товары и заменители, которые могут существенно понизить спрос на вашу продукцию. Третья угроза исходит со стороны поставщиков - с ними тоже нужно работать постоянно, чтобы не было срывов в поставках, не упустить новые виды сырья, то есть работать с материалами, позволяющими вам конкурировать. Четвертая угроза может прийти со стороны людей, вновь входящих в бизнес. А вдруг они предложат потребителям что-то такое, с чем вы конкурировать не сможете? Собранная информация ложится в основу вашего текущего бизнес-плана. Она подскажет: нужно ли вам вкладывать деньги в приобретение новых технологий, сырья, разработок и т. п.
Бизнес-план необходим и начинающему предпринимателю. И не только для того, чтобы получить инвестиции, ссуду. Составление бизнес-плана позволит вам ясно представить: жизнеспособна ли идея, которую вы собираетесь реализовать.
Из чего состоит бизнес-план?
Если говорить о малом бизнесе, то в первую очередь стоит определиться с самым важным вопросом: «Стоит ли заниматься бизнесом вообще?» Если у человека его жизненные цели достигаются другим путем (не через бизнес), то тогда ему незачем изводить себя бизнес-планами и другими рутинным вещами. Но если все-таки человек приходит к выводу, что организация бизнеса – это то, без чего невозможно достичь поставленных перед собой целей, тогда нужно переходить к более детальным вещам, то есть непосредственно к бизнес-планированию.
Надо отметить, что, как показывает практика, в малом бизнесе пока еще не очень прижилось понятие бизнес-планирования. Обычно оно ассоциируется с составлением никому не нужных бумаг при необходимости получить финансирование под какой-либо проект у кредитора, бюджета или еще какого-нибудь инвестора. Если задаваться именно этой целью, то наиболее оптимальным будет примерно такой путь: найти консалтинговую фирму, аффелированную с выбранным источником финансирования, позволить ей делать такой бизнес-план, который устроил бы орган, принимающий решение о финансировании. При этом, естественно, нужно контролировать их действия и внимательно относиться к тем бумагам, которые вам предлагают для подписания.
Другой вариант бизнес-плана - это документ, который позволяет малому предприятию работать и претворять свои планы в жизнь. Это модель будущего бизнеса, и чем более она детализирована (необязательно на бумаге), тем больше реальной пользы от нее можно получить, тем больше будет степень вашей готовности к различным непредвиденным обстоятельствам, которые всегда сопутствуют любому бизнесу, тем быстрее и правильнее вы сможете принять соответствующие решения.
При этом бизнес-план в малом бизнесе не обязательно должен иметь строгую структуру, которую предписывают учебники, изучаемые студентами в вузах. Главное - уловить суть предлагаемого проекта, почувствовать его экономику и выявить возможности для его реализации. Это и есть творческий подход к бизнес-планированию.
Главным звеном в любом бизнес-плане является маркетинг. Это то, от чего следует танцевать, как «от печки». Существует множество способов (из которых интуиция находится не на последнем месте) изучить спрос на свою продукцию. Необходимо вычислить две основных величины: объем предполагаемых продаж вашей продукции и цены на каждый вид продукции. Излишне напоминать, что эти две величины взаимосвязаны. Обычно мы исходим из принципа: сколько можем произвести, столько и собираемся продать, а потом устанавливаем приемлемую цену на предлагаемый продукт. Это и будет костяком вашего бизнес-плана.
Далее составляется так называемый «организационный план». Он включает в себя перечень необходимых мероприятий для того, чтобы начать бизнес. Он же, кстати, и позволяет вычислить требуемый объем капиталовложений.
После этого нужно прикинуть текущие расходы: во-первых, на производство продукта, во-вторых, на содержание вашего бизнеса, в том числе и на его продвижение.
Также нужно посмотреть, за счет чего будет происходить финансирование бизнеса. Обычно источников финансирования бизнес-проектов в малом бизнесе не так уж и много - их всего два: собственные средства (то, что предприниматель готов вложить, чем готов рискнуть) и заемные средства (банковские кредиты, ссуды, одолженные у знакомых и т. д.).
После этого можно посчитать примерные результаты вашего бизнеса и дать ему оценку. Естественно, эти подсчеты будут носить примерный характер, но вы сможете почувствовать, каким образом цена, издержки и другие факторы влияют на ваш финансовый результат, сможете оптимизировать сроки подготовки вашего бизнеса, выбрать наиболее оптимальную схему финансирования проекта и принять еще множество важных решений для вашего бизнеса.
Главное, о чем никогда не стоит забывать, это то, что бизнес-план является не самоцелью, а всего лишь инструментом для оценки и планирования бизнеса, за абстрактными цифрами стоят конкретные люди - ваши клиенты, которыми надо дорожить, которых надо холить и лелеять. Именно они обеспечивают положительную (и отрицательную, кстати, тоже) динамику вашего бизнеса, именно на них основывается база бизнес-плана - маркетинговая информация и именно от них зависит ваш успех.
Стоит ли новичку самому составлять бизнес-план?
Конечно. В Оренбурге, да и в области, благодаря стараниям специалистов Минэкономразвития области, выбор курсов для начинающих предпринимателей большой.
Если вы имеете статус безработного, то можете обратиться в службу занятости населения по месту жительства и сказать, что намерены открыть свое дело. Вас направят на курсы, службы занятости имеют договора с обучающими организациями. Прослушав курс «Предприниматель. Как начать и вести свое дело?», вы познакомитесь с основами рыночной экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и менеджмента, изучите правовые основы предпринимательства и в конечном итоге выйдете с курсов с готовым бизнес-планом. Если вы будете обучаться по направлению службы занятости, то платить за учебу вам не придется.
Если вы не имеете статуса безработного, то сможете обучиться на подобных курсах уже за деньги. Полную информацию о курсах для начинающих предпринимателей можно получить в отделе поддержки предпринимательства Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Если же вы не чувствуете достаточно сил для самостоятельной разработки бизнес-плана, то специалисты советуют взять чистый лист бумаги и подробно описать: как вы собираетесь реализовывать свою идею. Не зацикливаясь при этом на том, как положено это делать, какие разделы должны быть в бизнес-плане. Просто изложите: как вы собираетесь довести идею до конкретного результата, что вам для этого понадобится, с чего вы начнете. После того, как вы успешно справитесь с этой задачей, покажите написанное специалисту (консультанту). Он посмотрит ваш план с профессиональной точки зрения, проверит: не упустили ли вы что-то важное. Если вы что-то не учли - подскажет.
Например, важно выбрать подходящую для вас форму предпринимательства. А знание законодательной базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность, также существенно может облегчить вхождение в бизнес новичка. Если вы безработный или создаете новые рабочие места - сможете получить субсидию на открытие собственного дела, можно воспользоваться различными кредитными и налоговыми льготами для малых предприятий. Нюансов и здесь достаточно, с помощью специалистов можно уменьшить сумму первоначальных затрат.
Ну и, конечно, как только вы станете предпринимателем, вам придется столкнуться с налоговой инспекцией. Эксперты помогут вам избежать неприятностей, в том числе штрафов. Подскажут, какие налоги, куда и когда вам придется платить.
Кому это нужно?
Составлять бизнес-план или действовать в построении бизнеса по наитию – решать предпринимателю. Но в любом случае надо помнить, что к моменту обсуждения с инвесторами вам крайне необходимо иметь конкретные цифры прибыльности своего проекта и его возможной убыточности при определённых условиях.
Допустим, вы бы могли обойтись без этих, пусть очень важных, но не жизненно необходимых знаний о вашем бизнесе. В конце концов, есть такие вещи, как предпринимательские жилка, интуиция, заинтересованность. А почему инвестор или кредитор должен верить в успех вашего дела, если, конечно, он не ваш старый друг или знакомый? Эту незадачу и помогает решить бизнес-план.