2014 год в нашей стране станет последним периодом безучётного потребления коммунальных ресурсов. Событие это действительно знаковое, ведь фактически на наших глазах заканчивается целая эпоха «советского расточительства», которая так удивляет многих гостей нашей страны.
Справедливости ради нужно отметить, что переформатирование отрасли ЖКХ на потребление света, воды, тепла и газа по счётчикам началось почти полтора десятилетия назад. Однако до 2009 года у жителей и управляющих организаций был выбор - ставить приборы учёта или продолжать платить по нормативу. Федеральный закона № 261 «Об энергосбережении…» положил конец «вольнодумству»: установка счётчиков стала обязательной. Однако дабы избежать ценовых шоков, управляющим жилищным организациям и населению дали несколько лет на переходный период. В 2014 году падёт последний «бастион» советской коммунальной системы: потребители природного газа должны будут оборудовать свои дома, квартиры и коммерческие помещения счётчиками «голубого топлива».
Действительно ли выгодно устанавливать приборы учёта ресурсов населению и предприятиям? Как изменится наша жизнь после тотального «оприборивания»? Попробуем ответить на эти вопросы.
1. Электроэнергия
Учёт электрической энергии - самый привычный вид контроля ресурсов для оренбуржцев. В нашем регионе массовая установка электросчётчиков началась в 70-х годах прошлого столетия, поэтому особых вопросов в плане «экономить или нет» тут давно уже не возникает. Ставить счётчик тут, безусловно, выгодно, ведь в случае его отсутствия нормативное потребление энергии составит от 1200 до 4000 рублей на квартиру в месяц в зависимости от количества имеющихся там электроприборов.
Ещё хуже обстоит дело с ненормативным потреблением электричества предприятиями, так как сейчас нет понятия «расчеты по нормативам», есть «расчеты по мощности». Если нет электросчётчика, то сбытовая организация выставит счёт исходя из пропускных возможностей силового кабеля. Проще говоря, «по умолчанию» будет считаться, что предприятие «выкачивает» максимально возможную нагрузку & убытки при этом составят сотни тысяч рублей в месяц. Именно поэтому сегодня в области практически нет проблем с учётом электроэнергии: система давно отработана и функционирует более-менее стабильно.
Соотношение потребителей со счетчиками и без таковых приблизительно 99,99 % к 0,01 %. Без счетчиков предпочитают работать клиенты, у которых потребление измеряется единицами ватт, так как нагрузка на счетчик только прибавит электроэнергии. Нет проблем и с установкой приборов: этот вид деятельности никогда не был монополизирован, организации достаточно лишь иметь лицензию на этот вид работ.
Правда, свою сумятицу вносят новые Правила предоставления коммунальных услуг населению, где управляющим жилищным организациям приходится нести затраты по общедомовым нуждам за свет. Ещё больше вопросов возникнет, если у нас в регионе всё-таки введут понятие социальной нормы на электроэнергию. Но все эти проблемы напрямую к теме учёта ресурса отношения не имеют, являясь больше объектом для политических спекуляций и выкраивания своей доли рыночного пирога. Социальная норма на электроэнергию, которая должна была появиться во всех регионах страны этим летом, будет введена не везде. Дмитрий Медведев подписал постановление, в котором предоставил субъектам право самим решать — нужна им соцнорма или нет. Принять решение надо не позднее 1 июля 2016 года, говорится в документе, опубликованном сегодня на официальном сайте правительства.
Также в постановлении уточняются требования к величине устанавливаемой социальной нормы, к предельным минимальным и максимальным уровням цен (тарифов) в пределах и сверх социальной нормы и так далее. Например, для домов и квартир, где живут многодетные семьи, инвалиды и дети-инвалиды установлена повышенная соцнорма с коэффициентом 1,5. А в первый год они будут оплачивать электроэнергию в пределах установленной в регионе нормы, независимо от того, сколько «нажгут».
Напомним, что эксперимент по ее введению стартовал 1 сентября в 6 регионах. Его суть в том, что электроэнергию разделили на «дешевую» и «дорогую». Киловатты в пределах нормы стоят дешевле, а те, что сверх нее, — дороже. По мнению экспертов, гражданам волноваться не стоит — расчеты должны быть сделаны так, чтобы не менее 80 % потребителей платили за электричество по тарифу, установленному на потребление в пределах соцнормы. В качестве примера обычно приводят Владимирскую область, где соцнорма составляет 50 кВт/ч на человека в месяц. Объемы потребления электроэнергии сверх нормы в этом случае в 2013 году не превышали 25 %. В Красноярском крае размер соцнормы - 75 кВт/ч, там доля объемов электроэнергии сверх нормы — 10 %.
Для тех домохозяйств, которые попадают в пределы социальной нормы, снижение тарифа может составить от 3 до 10 процентов. «И сверх соцнормы для тех, кто не попадает в социальную норму, рост не должен превышать, по нашей оценке, 40 процентов», — заявил ранее министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.
2. Вода
Второй коммунальный ресурс в «табели о рангах» нашего обзора, и наиболее проблемный на сегодняшний день. При этом наблюдается серьёзнейший дисбаланс между городами и сёлами. Так, по данным оренбургского водоканала, оснащенность приборами учета коммерческих и бюджетных организаций в областном центра составляет 99,8 %. Однако в районах та же цифра колеблется от 40 до 80 %. До сих пор львиная доля агропромышленных предприятий не учитывают потребление воды, хотя 261-й закон обязал поставить счётчики ещё в 2011 году.
Если же говорить о монополии на услуги по установке приборов учета, то её практически нет. Любая организация может установить прибор, достаточно лишь соблюдать Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод от 04.09.2013 № 776. В них определены обязательные мероприятия, такие как оформление проектной документации, получение технических условий на проектирование узлов учета и дальнейшего допуска смонтированного узла учета в эксплуатацию организацией, осуществляющей водоснабжение или водоотведение.
Стоимость промышленного прибора составляет порядка 20&30 тысяч рублей, бытовой водосчётчик стоит гораздо дешевле: 400-500 рублей. При их эксплуатации возникает, как правило, лишь одна проблема - организации забывают про межповерочный интервал. Для приборов различной конструкции он составляет от 4 до 10 лет. Как правило, бытовой счётчик по истечению межповерочного интервала дешевле просто выкинуть: цена за его поверку сопоставима с ценой нового. С промышленным прибором такое расточительство уже неприемлемо: после поверки и замены сношенных узлов он сможет ещё отработать несколько лет без проблем.
Что же касается выгодности учёта, то тут ситуация не такая однозначная, как с электричеством. Для граждан нормативное потребление (т.е. без счётчика) в Оренбурге составляет 320 литров воды на человека в день - именно такой счёт и будет приходить к вам ежемесячно. Для квартиры с большим числом проживающих (при том, что официально зарегистрирован лишь один человека) установка прибора учёта на воду невыгодна - норматив оказывается меньше реального потребления. Но радоваться этому «рачительным» хозяевам, которые умышленно не ставят водосчётчики, долго не придётся. Уже с 1 января 2015 года для них на 10 % повысят тариф на воду. И ещё на 10 % будут повышать каждые полгода, до тех пор, пока все 100 % квартир не перейдут на точный учёт этого вида ресурсов.
3. Тепло
Учёт тепловой энергии довольно специфичен и применим лишь там, где для отопления применяются крупные котельные с несколькими потребителями или теплоэлектроцентрали. При этом в отличие от электричества или воды управлять подачей тепловой энергией можно лишь в сравнительно небольшом диапазоне, что делает бессмысленным установку внутриквартирных приборов учёта. Именно поэтому в отношении жителей многоквартирных домов ведется учет лишь общедомового потребления тепла. Затем происходит корректировка счёта: в плюс, если месяц выдался холодным, и в минус, если, наоборот, удалось сэкономить на отоплении.
Уровень «оприборенности» по теплу тоже достаточно высок: практически 90 % многоквартирных домов и порядка 70 % предприятий и организаций оснащены теплосчётчиками. Однако здесь ситуация такая же, как и с водой: в областном центре проблем с учётом практически нет, а вот в других городах ситуация хуже в разы.
Услуги по установке приборов осуществляют различные коммерческие организации - то есть данный вид деятельности не является монополизированным. При этом установившим приборы необходимо помнить о сроках эксплуатации счетчиков (8-10 лет) и периоде поверки (4-5 лет). При этом у юридического лица есть 15 суток для того, чтобы заменить или выполнить ремонт и поверку прибора учета тепловой энергии - в этом случае оплата за тепло будет проводиться по среднемесячному уровню.
Если не уложиться в этот срок, то счёт выставляется по нормативу, который примерное на треть больше, чем выходит реальное потребление.
4. Газ
Природный газ - последний вид ресурса, учёт которого Правительство России разрешило «отложить» до 2015 года. Однако и здесь нам всем придётся научиться считать и экономить, ведь времени для того, чтобы исполнить закон, остаётся всё меньше.
- Сегодня уровень газификации Оренбургской области составляет более 98 %, - говорит Шамиль АБУСЕВ, заместитель генерального директора - начальник абонентской службы ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург». - При этом если говорить о физических лицах, примерно 85 % потребителей - сельских жителей установили приборы учёта газа. А вот среди городского населения аналогичный показатель составляет лишь около 18 %, хотя нужно заметить, что в последнее время работа по установке и опломбировке приборов учёта заметно активизировалась.
Что же касается юридических лиц, то здесь учёт природного газа налажен очень хорошо: порядка 90 % всего «голубого топлива», потребляемого промышленностью, проходит через счётчики. Это и неудивительно: газ – дорогой ресурс, и без приборов учёта нормативное потребление оказывается примерное вчетверо больше реального. Убытки здесь будут даже больше, чем при бесконтрольном расходовании электроэнергии.
Нельзя не добавить и ещё один очень важный момент. Газ - единственный вид ресурса, установка приборов учёта на который серьёзно монополизирована.
Фактически в области у нас право на «газовое оприборивание» имеет одна-единственная обслуживающая организация. Отсюда непомерно высокие цены на проектирование узлов для подключения приборов и, собственно, сама стоимость работ. Неоднократные попытки других организаций получить право на установку и ввод в эксплуатацию газовых счётчиков до сегодняшнего дня терпели неудачу. Хотя, для сравнения, в Самарской области около 10 компаний готовы на законных основаниях установить вам счётчик. Отсюда конкуренция и возможность выбирать установщика по своему усмотрению.
* * *
Учёт коммунальных ресурсов - неизбежное следствие рыночной экономики. Например, в Европе воду по счётчикам в дома и квартиры подают уже почти 100 лет, а среднее её потребление семьёй почти впятеро ниже, чем у нас в России.
Почти в три раза меньше средняя европейская семья потребляет тепла и газа, в два раза электроэнергии. И мало кто сомневается, что мы тоже придём к этому - причём скорее рано, чем поздно.
Главное, чтобы наша с вами экономия не стала поводом для того, чтобы ресурсоснабжающие организации поднимали цены, «добирая» потери. Но это уже зависит от политической воли государства и твёрдости региональных и федеральных органов по регулированию тарифов.