Административный штраф – это самый используемый государством вид санкции за нарушения законов страны.
В подтверждение следующие цифры.
За 3 года 8,6 млн. лиц привлечены к уголовному и административному наказанию. 99,2% из них - адмвзыскания. Из всех адмвзысканий 84% - штрафы. Остальные 16% - предупреждения, аресты, лишения прав, выдворения, приостановления лицензий и др.
В 13 году зафиксировано 3,3 млн. адмнарушений. Оштрафованы 2,6 млн. граждан или каждый шестой казахстанец на 81 млрд.
Однако, взыскана лишь половина. В должниках 1,5 млн. граждан.
Число неуплаченных решений за 5 лет выросло в 2 раза, а бюджет лишился 201 млрд. Это сопоставимо со стоимостью 100 типовых школ по 600 мест.
Но и эти цифры не безупречны. Реальная картина хуже, так как прокуроры выявляют массу фактов нерегистрации протоколов. Недавно в полиции Алматы мы обнаружили 95 тысяч постановлений на 638 млн., укрытых от учета.
И вопрос не столько в деньгах. Цель штрафов – все-таки культивирование ценностей законопослушного общества и только потом – интересы бюджета.
Год за годом число должников не снижается, а наоборот, растет. Это очень опасная тенденция. Безнаказанность влечет «привыкание» людей к совершению правонарушений, снижению общего уровня моральной требовательности. Адмнаказание перестает работать как инструмент государственного принуждения и правового воспитания.
Ведь как думает обыватель? Если не требуют платить, значит можно и дальше нарушать законы!
В рамках подготовки к Корсовету мы выезжали с проверками в 5 регионов, обсуждали проблемы с госорганами. Итог работы – Дорожная карта, где обозначили четкие шаги по выправлению ситуации.
Структурно документ состоит из трех разделов.
В первом сделан небольшой экскурс в прошлое, от обычного права казахов - «Жеті жарғы», советского периода до недавних исследований.
Основной раздел посвящен вскрытию факторов, негативно влияющих на собираемость штрафов.
При этом обращаем внимание на два момента.
Во-первых, Карта не касается корректности размеров штрафов. Она посвящена исключительно тому, как отладить всю систему взыскания штрафов.
Во-вторых, мы применили подход «4С», то есть взяли в основу принципы: системность, современность технологий, собираемость и своевременность.
Цель данной инициативы – до 2018 года добиться реального исполнения адмштрафов, хотя бы до 75%.
Нам удалось выявить 31 причину, почему штрафы не платят, а также определить комплекс мер по системному решению каждой из них.
Главных «игроков» здесь три – уполномоченные органы, должники, судоисполнители.
Начнем с уполномоченных органов. Мы выделили 6 причин, когда по их вине не платятся штрафы.
Первое. Анализ выявил отсутствие координации между органами, налагающими штрафы. Каждая структура, а их 64, увязла в паутине системных недоработок, решить которые самостоятельно не в состоянии. Выход здесь один – предложить Правительству определить госорган, который возьмет на себя всю координацию по взысканию штрафов.
Второе. Руководители уполномоченных органов, откровенно говоря, пустили эту работу на самотек.
По закону их обязанности не такие уж и сложные.
Надо направить штраф по месту работы, чтобы удержали с заработка. Затем узнать, поступили ли деньги. Если нет, то передать судоисполнителю для принудительных мер. Место работы и поступил ли платеж можно взять из Информационной базы КПССУ.
Однако, 58 органов из 64 как не пользовались, так и до сих пор не пользуются этим ресурсом. Хотя это элементарно – сотруднику надо зайти на сайт КПССУ, ввести личный логин, пароль и все. Все эти тонкости разъяснялись как на уровне центра, так и на местах на более чем двухстах семинарах, в памятках и письмах.
К чему привела такая халатность?
За 1,5 года, не ударив палец о палец, госорганы необоснованно передали судоисполнителям 700 тысяч штрафов на 40 млрд. Это 95% всего, что направлено судоисполнителям. В итоге – бесконечный хоровод документов, огромная переписка, почтовые затраты, отвлечение судоисполнителей от основной их работы.
Асхат Кайзуллаевич, мы дадим руководителю каждого органа, налагающего штрафы, разъяснение закона, где официально предупредим, что если они и дальше будут нарушать КоАП и не пользоваться базами ГЦВП и Казначейства через Информационный сервис КПССУ, то поставим вопрос об их личной ответственности вплоть до освобождения.
Третье. Из-за хаоса, творящегося в госорганах, материалы годами лежат без движения. Мы нашли 155 тысяч штрафов на 1,5 млрд. В Талдыкорганском УВД 11 тыс. штрафов на 42 млн. 2 года не передавали судоисполнителям. Возбуждено уголовное дело за халатность. Освобождены замначальника УВД и замначальника адмполиции. А в ГАСКе Алматы и ДВД Карагандинской области и вовсе потеряли 49 дел на 4,4 млн. тенге.
Наказаниями, конечно, проблему мы не решим. Нужна единая база, где по единой уникальной нумерации можно отслеживать каждый штраф с момента наложения до исполнения. Такой ресурс можно создать на платформе адмбазы КПССУ, трансформировав его в будущем в электронный банк административных дел «еШтрафы». И тогда всякие злоупотребления будут исключены.
Сегодня должник, оплатив штраф, вынужден бежать с квитанцией в госорган или судоисполнителю, чтобы подтвердить оплату. Иначе – арестуют имущество, запретят выезд и т.д. Если же квитанция потерялась, то платить придется еще раз, так как платежные шлюзы Egov и банков не связаны с базами уполномоченных органов и судоисполнителей.
Система «еШтрафы» объединит все эти ресурсы и такие неприятности возникать не будут. Независимо, где и как ты оплатил штраф – Egov, касса банка, интернет-банкинг, Казпочта, терминал информация об этом сразу же поступит по адресу и должник «автоматом» снимается из реестра.
Четвертое. Кроме мер организационных нужны и поправки в законодательство.
Как в новом, так и в действующем КоАПе – лишь общие требования. Нужна типовая инструкция, где следует расписать весь алгоритм действий по взысканию штрафов. На ее основе каждый госорган мог бы принять свой приказ с учетом ведомственной специфики.
Суды, также как и уполномоченные органы, обязаны направлять постановления о взыскании по месту работы. Однако, это несвойственная для суда функция. Пусть такой технической работой занимается госорган, составивший протокол.
Сейчас правом возбуждать адмдела за неуплату обладает лишь судоисполнитель, а по новому КоАП – еще и МВД. Поэтому предлагаем этим правом наделить и все уполномоченные органы. Тогда и спрос с них будет полноценный.
Еще две поправки в КоАП – увеличить срок предъявления штрафа к принудительному исполнению с одного года до трех лет, а также ввести ответственность работодателей за неудержание штрафа с заработка по постановлениям госорганов.
Пятое. Французский водитель давно считался заядлым нарушителем. Отсюда поговорка: «Какой француз не любит быстрой езды». Стиль вождения -правый может все – подрезать, делать поворот из четвертого ряда налево, идти на таран. Кто слева обязан терпеть все, а недовольство демонстрировать руками. Такой хаос вызывал нервозность. Их дороги были самыми опасными: 15 тысяч погибли в 73 году, 9 тысяч – в 93, 7 тысяч – в 2002.
10 лет назад Николя Саркози, будучи министром МВД, сотворил чудо – обуздал дорожное нетерпение французов. Ввел радары-роботы. За несколько недель 30 приборов «заработали» 16 млн. евро, а один из них за 14 дней - 2,5 млн. Водителей будто подменили: все стали ездить осторожно и даже уступать. Иначе штраф 135 евро, а «уболтать» робота невозможно. Заплатил за неделю – 90 евро, не заплатил – плати больше. Тут же ввели и переносную версию радара, который мог оказаться везде, где нет стационарных. Всего стали применять 7 типов радаров. Итог – за 2003 год смертей стало меньше на 1,5 тыс. или 22%.
А у нас, когда ставили приборы, тоже надеялись, что будет наконец-то порядок. Но чуда не случилось. Информацию с серверов удаляют легко, «без шума и пыли», не оставляя никакого следа. За 2 года с сервера ДВД ЮКО удалено 4 тысячи нарушений, за которые полагался штраф 55 млн. Дело расследуется больше года. Не могут вычислить, кто это сделал.
В целом, по штрафам скоростемеров за 3 года не исполнено 54% предписаний на 10 млрд.
Что предлагаем? Надо исключить возможность удаления информации. Сервера должны сохранять, кто, когда заходил в систему и что там «нахимичил». Надо доработать программные продукты, систему безопасности, внедрить функционал резервного копирования исходных данных.
Шестое. 42% невзысканных штрафов приходится на налоговые органы. За 5 лет - 86 млрд.
В Астане, Алматы и ЮКО в рамках лишь одной проверки выявлены 55 адмдел на 370 млн., по которым имущественное положение должников не проверялось от одного года до трех лет. Все сводилось лишь к выставлению уведомлений и арестам пустых счетов. При этом должники не банкроты и не лжепредприятия.
Причин тут несколько.
Во-первых, налоговый штраф отнесен к налоговой задолженности и взыскивается до 5 лет. Его взыскание расценивается как способ пополнения бюджета, а не как инструмент адмвоздействия. Итог – должники не платят годами, воспринимая штраф не как наказание, а как недоимку. Штраф теряет элемент принуждения и его превентивная цель не достигается. Поэтому нужно скорректировать понятие «адмштрафа» в налоговом законодательстве.
Во-вторых, налоговый орган взыскивает свои штрафы самостоятельно без судоисполнителя. В этом его отличие и преимущество. У него есть рычаги воздействия – арест счетов, продажа имущества с торгов, принудительный выпуск акций и другие.
Но на деле и этих полномочий недостаточно.
Налоговики, как и судоисполнители, тоже должны иметь право через суд запрещать выезд за рубеж, лишать лицензий, разрешений и т.д.
По должникам. Здесь мы также выделили 6 причин, почему они не платят штрафы.
Во-первых, должники, как и другие добропорядочные граждане, практически никак не ограничиваются в правах и получают любые госуслуги.
А в Израиле, если кто-то не оплатит штраф, ему не выдадут загранпаспорт и водительские права.
И нам тоже нужно ограничивать должников в получении отдельных госуслуг, за исключением, конечно, социально-значимых.
Многие берут кредит у банков. Почему бы не сообщать кредитным бюро об этих должниках, как делается в США? Банки тогда сто раз подумают, прежде чем давать деньги такому ненадежному клиенту.
Мобильные телефоны есть у всех. Без денег сотовая связь не работает. Поэтому можно изымать штрафы с баланса самых упертых должников-абонентов, как это практикуется в России.
За неуплату «дорожных» штрафов предлагаем ввести ответственность в виде лишения водительских прав, как это делают в Бельгии и Франции.
С 15 года КоАП вводит стимул - заплатил штраф за 7 дней – получай скидку 50%. Но водители, на кого наложен штраф по скоростемерам, такой льготы не имеют. Поэтому это неравенство нужно устранить.
Во-вторых. Должники не платят, потому что не работают и не имеют средств. А наши законы не дают им возможности отработать штраф. Почему бы не ввести общественные работы, как это широко практикуется на Украине, в России. От этого выиграют все: и внешний облик улиц, и сам должник.
В-третьих, должники просто не знают, что за ними «висит» штраф – либо извещения не доходят, либо не заглядывают на веб-сайты, где есть информация о штрафах. На Egov сейчас внедряется функционал, позволяющий извещать каждого должника через SMS, Имэйл, личный кабинет и мобильное приложение. Эта задача реальна, учитывая, что с 10 декабря все сотовые номера будут персонифицированы.
При выезде из городов, как правило, стоят посты дорожной полиции. Вот там и следует проверять, числится ли за водителем штраф и ставить терминалы, чтобы на месте погасить задолженность.
Дорожная карта предлагает расширить сеть пунктов приема платежей через банкоматы, терминалы, интернет-банкинг, а также переносные устройства для оплаты на месте.
В-четвертых. Некоторые должники, используя лазейки в законодательстве, идут даже на подлог.
За полтора года выявлено 2 930 поддельных квитанций об оплате штрафов. В казну не попало 26 млн. Причина - никто не обязан проверять их подлинность. По итогам наших проверок возбуждено 27 дел, осуждены 12 человек.
В интернете «гуляет» инструкция, как грамотно оспорить штраф, зафиксированный скоростемером, и уйти от наказания. Хитрость в том, что владелец автомашины, кому выписано предписание, через 2 месяца приводит в полицию другого, кто берет на себя всю вину. В итоге оба выходят сухими из воды, так как истек срок привлечения виновного к ответственности.
Что предлагаем? По опыту Франции и Бельгии вину возложить на собственника автотранспорта, кроме случаев угона. А ущерб с виновника пусть взыскивает сам хозяин машины в регрессном порядке. Или увеличить срок для привлечения к адмвзысканию.
В-пятых. Прокуроры выявили 1 238 фактов неуплаты штрафов госорганами на 11,5 млн. в Астане, Алматы, ЮКО и Кызылординской области. Их допустили служебные автомашины. Поскольку транспорт принадлежит госструктурам, то и предписания об уплате штрафов направлены им.
Мы внесли акты надзора, чтобы эти учреждения погасили штрафы за счет водителей. Но такие разовые действия проблему не снимут. Поэтому в Плане мероприятий предлагаем издать акты на уровне Правительства и акиматов, чтобы в каждой госструктуре был ответственный за взыскание штрафов и введена отчетность по ним.
В-шестых. Особые должники – это иностранцы. Их долг – 1,5 млрд. Многие из них уже за рубежом и достать их невозможно.
Два варианта – либо мы их не пускаем к нам в страну, как того требует закон, либо создаем условия, чтобы могли погасить в своей стране или на границе.
Однако, должники-иностранцы спокойно заходят в Казахстан, поскольку система Погранслужбы «Беркут» не имеет доступа к базе должников «Шектеу».
КПССУ предлагал госорганам интегрироваться с «Шектеу». Погранслужба не согласилась, ссылаясь на секретность своей системы. Если интеграция невозможна, то надо проработать другой механизм оперативной передачи о должниках-иностранцах и немедленно для них закрывать границу. Даже если захотят уплатить штраф, то не смогут этого сделать - там нет пунктов приема платежей. Поэтому Минфину, Нацбанку вместе с акиматами надо решить вопрос, чтобы платежные терминалы были во всех пунктах пересечения границы, в т.ч. в аэропортах и вокзалах.
Казначейство говорит, что есть банки, которые за рубежом принимают платежи по нашим штрафам. Однако, иностранцы не знают об этом. Поэтому в постановлении о наложении штрафа нерезидентам надо указывать эти финансовые учреждения.
Кроме того, в Конвенции по делам о нарушениях правил дорожного движения, ратифицированной в 99 году, предлагаем расширить перечень нарушений, штрафы за которые могут взыскиваться на всем СНГ.
Что касается судоисполнителей.
Регистрацию поступающих штрафов они ведут вручную, что позволяет им часть из них откладывать в долгий ящик, улучшая показатели. В этом году в их сейфах мы нашли 50 тысяч неучтенных штрафов на 500 млн. Выход только один - единая база «еШтрафы» и подобные манипуляции станут невозможными.
В целом, если все эти меры будут реализованы, то нагрузка судоисполнителей снизится значительно.
Период исполнения мероприятий Дорожной карты состоит из четырех этапов и рассчитан до 18 года.
Первый этап – это данная презентация.
Второй и третий включают разработку Плана Правительства по реализации Дорожной карты и проектов законодательных, организационных и иных документов, которые запланированы на 2015 год.
Четвертый этап – сама реализация Дорожной карты, которая будет продолжаться до 2018 года.
Асхат Кайзуллаевич, в отведенное время сложно раскрыть все предлагаемые нами меры. На основе Дорожной карты мы разработали План мероприятий. Реализация 45 его пунктов кардинально изменит систему взыскания штрафов. Полагаем внести этот проект Плана Премьер-Министру для утверждения.
Дорожная карта станет реальным шагом по исполнению поручения Главы государства о «нулевой терпимости» ко всем правонарушениям.
Следует отметить, что наши проверки и встречи с уполномоченными органами и сам факт предстоящего обсуждения на Координационном совете реально оживили эту работу. Набранный темп придает уверенность, что запланированные меры будут реализованы гораздо раньше. Этому поможет и изучение опыта многих развитых государств.