Административное взыскание является эффективной мерой профилактического воздействия на правонарушителей.
Именно поэтому Главой государства уделяется большое внимание вопросам борьбы с мелкими правонарушениями и формированию принципа «нулевой терпимости».
На фоне нестабильной экономической ситуации вопросы своевременности и полноты взыскания штрафов приобретают все более актуальное значение.
К сожалению, эта задача нами исполняется не на должном уровне. Вопросы эффективности исполнения постановлений о наложении административных штрафов обсуждаются нами практически ежегодно.
Тем не менее, мы вынуждены констатировать, что состояние законности в этой сфере не улучшается.
Напротив, за последние пять лет количество неисполненных постановлений возросло в два раза, с 218 тысяч в 2010 году до 574 тысяч в текущем. Их общая сумма уже превышает двести миллиардов тенге (201 млрд).
За 10 месяцев текущего года уполномоченными органами вынесено почти два с половиной миллиона постановлений о наложении административных штрафов (2 449 444) на сумму более 100 миллиардов тенге (100 181 328 210), из которых взыскано лишь 50 процентов (50 073 395 823).
Таким образом, половина налагаемых штрафов осталась невзысканной. К сожалению, этот порог мы не можем преодолеть.
Между тем, сейчас, для реализации инфраструктурных проектов, предусмотренных программой развития «Нурлы жол», бюджет как никогда нуждается в этих средствах.
Самый низкий процент взыскания у органов налоговой службы, внутренних дел и комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, где остаток исчисляется миллиардами тенге и превышает половину всех штрафов.
Аналогичные низкие показатели отмечаются в органах юстиции, пограничной и таможенной служб.
Как показал проведенный анализ, такая ситуация сложилась в результате некоторых системных нарушений, допускаемых из года в год уполномоченными органами.
В нарушение требований административного законодательства не принимаются меры по установлению источников доходов правонарушителей. Постановления о взыскании штрафов направляются судебным исполнителям без предварительной проверки их уплаты.
К примеру, за этот год в адрес судебных исполнителей уполномоченными органами направлено 700 тысяч постановлений на сумму 40 миллиардов тенге без проверки источников доходов правонарушителей.
Как следствие, эти материалы по несколько раз возвращались для доработки, создавая волокиту.
Только за 2 года отсутствие сведений о непоступлении штрафов в бюджет стало причиной возврата судебными исполнителями 55 тыс. административных материалов на 15 млрд. тенге.
Значительная часть постановлений годами хранится в уполномоченных органах без направления для исполнения. Вследствие этого, нередко допускается их утеря, умышленное уничтожение, а также разного рода фальсификации. В текущем году прокурорами выявлено более 150 тысяч материалов на сумму полтора миллиарда тенге, которые в нарушение требований ст.709-1 КоАП пролежали без движения в уполномоченных органах свыше установленного срока.
В результате искусственно создается волокита процедуры взыскания штрафов.
Повсеместно допускается искажение статистических данных.
Только одним управлением административной полиции города Алматы за 6 месяцев текущего года от учета укрыто 95 тысяч постановлений на сумму 600 миллионов тенге.
Отдельного внимания заслуживает недобросовестная работа самих судебных исполнителей.
В ходе последних проверок, в августе, выявлено свыше 50 тысяч постановлений на сумму 500 миллионов тенге, находившихся без регистрации и возбуждения исполнительных производств.
Аналогичная ситуация была и в 2012 году (60 тысяч постановлений на сумму свыше 400 миллионов тенге).
Не принимаются обязательные меры по обращению взыскания на заработную плату должников, по ограничению выезда за пределы Казахстана. Органами принудительного исполнения также допускаются факты искажения отчетности.
Всего, судебными исполнителями остаются не взысканными почти 8 миллиардов тенге штрафов (7871225745).
Усугубляет ситуацию сложившаяся неправильная практика по исполнению постановлений.
В соответствии с административным законодательством (ст.700 КоАП) разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления, а также контроль за его исполнением, возлагается на вынесший его орган.
Однако, уполномоченными органами контроль за исполнением собственных постановлений практически не осуществляется.
Вся эта работа необоснованно переложена на плечи судебных исполнителей.
Наряду с допускаемыми нарушениями, другим важным аспектом низкой взыскиваемости штрафов является отсутствие должного взаимодействия между уполномоченными органами и судоисполнителями, неиспользование ведомственных баз данных госорганов.
То, что из взысканных в пользу государства средств, реально поступает лишь 50% – недопустимо. Ежегодно бюджет теряет порядка пятидесяти миллиардов тенге.
Необходимо принимать меры к кардинальному изменению такого положения.
В первую очередь, требует активизации работа тех уполномоченных органов, где процент взыскания штрафов находится на низком уровне. Это комитет государственных доходов, органы внутренних дел и юстиции, Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
Должен еще раз напомнить, что контроль за исполнением постановления о наложении административного взыскания Законом возложен также на орган, вынесший его.
Поэтому передача материалов судебным исполнителям без принятия необходимых мер по обеспечению исполнения постановлений, является прямым нарушением Закона.
Такие факты должны быть исключены.
По каждому вынесенному постановлению должна обеспечиваться полнота и качество первичных мер, направленных на его исполнение.
Только в случае невозможности удержания штрафа из доходов нарушителя, материалы должны направляться в органы исполнительного производства для принудительного исполнения.
В особенности, это касается органов налоговой службы, которые в отличие от других уполномоченных органов наделены широким спектром полномочий по взысканию штрафов.
Второе. Большое внимание необходимо уделить вопросам взыскания штрафов за правонарушения, зафиксированные специальными контрольно-измерительными средствами.
Огромные суммы, исчисляемые миллиардами тенге, не поступают в бюджет из-за несовершенства системы уведомления нарушителей.
Сегодня прозвучал ряд предложений по внедрению новых форм уведомления правонарушителей (телефонограмма, СМС оповещение, по каналам сотовой связи и электронной почты), предлагаю членам Координационного совета поддержать их.
С 1 января следующего года в действие вводится новый Административный кодекс, где предусмотрена норма, позволяющая оплачивать 50 процентов штрафа в течение семи суток (ст.822 КоАП).
Необходимо довести эту норму до сведения населения. Разъяснение ее норм сделать обязанностью при наложении взыскания.
Отдельного регулирования требует механизм оплаты пятидесяти процентного штрафа при регистрации специальными контрольно-измерительными средствами.
В то же время, нам следует обеспечить надлежащие условия для исполнения должниками своих обязательств. Предусмотреть возможность оперативного погашения задолженности путем использования услуг по мгновенной оплате, предоставляемых банками через Интернет.
Полагаю, что данные меры имеют положительный потенциал, в том числе и возможность существенного снижения расходов государства на финансирование исполнительной системы.
Прошу 4-й Департамент совместно с уполномоченными органами проработать этот вопрос.
В целях стимулирования правонарушителей, необходимо на примере органов внутренних дел, проработать вопросы отказа в предоставлении должникам государственных услуг (за исключением социально-значимых).
Все уполномоченные органы должны быть вовлечены в эту работу. Необходимо подключить сюда также Комитет по правовой статистике и шире использовать возможности его информационных сервисов.
Поручаю председателю Комитета провести презентацию своих возможностей для всех уполномоченных органов.
И последнее. По судебным исполнителям.
Перед Министерством юстиции остро стоит вопрос нехватки штатной численности государственных судебных исполнителей. Отсюда возникает проблема их чрезмерной загруженности и, как следствие, ненадлежащего исполнения обязанностей.
Поэтому предлагаем использовать потенциал частных судоисполнителей. На сегодня их количество превышает 500 человек и с каждым годом увеличивается (для сведения: количество государственных судебных исполнителей составляет 984 человека). Необходимо выработать механизм передачи постановлений частным исполнителям.