Послание Главы государства народу Казахстана «Нұрлы жол» имеет особое значение для обеспечения устойчивого роста экономики, сохранения существующих рабочих мест и создания новых в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках. Об этом сегодня в Алматы в ходе своего выступления перед студентами в стенах консерватории им. Курмангазы сообщил министр национальной экономики Ерболат Досаев.
«В Послании заложены конкретные проекты с необходимыми объемами и источниками финансирования. Первый шаг был уже сделан в феврале текущего года Главой государства, когда было принято решение о выделении 1 трлн. тенге из Национального фонда для поддержки экономического роста и занятости в 2014-2015 годах», - сказал Е. Досаев.
Он также напомнил о втором шаге по укреплению национальной экономики - Новая экономическая политика предусматривает выделение 3 млрд. долларов из Нацфонда ежегодно с 2015 по 2017 гг.
«Послание «Нұрлы жол» предусматривает наращивание госрасходов в периоды экономического замедления и их сдерживание в период высокой экономической активности», - подчеркнул министр.
По его словам, приоритетными направлениями станут развитие транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, а также развитие бизнеса.
Транспортно-логистическая инфраструктура страны будет развиваться по лучевому принципу.
«В период с 2015 по 2020 гг. будут реализованы крупные автодорожные проекты «Центр-Юг» (Астана-Караганда-Балхаш-Алматы), «Центр-Восток» (Астана-Павлодар-Калбатау-Усть-Каменогорск), «Центр-Запад» (Астана-Аркалык-Торгай-Шалкар-Бейнеу-Актау) и реконструкция автодорог республиканского значения. Hа реализацию этих проектов из Национального фонда РК в 2015 году будет выделено 178 млрд. тенге, в 2016 году - 143,3 млрд. тенге. Финансирование данных проектов продолжится до 2020 года, при этом объем дополнительного финансирования будет уточняться в ходе реализации проектов», - добавил Е. Досаев.
По его словам, строительство и реконструкция автодорог будет осуществляться совместно с международными финансовыми организациями. В период реализации проектов до 2020 года объем финансирования по линии МФО (Всемирный Банк, ЕБРР, АБР, ИБР) по проектам «Центр-Юг» и «Центр-Запад» составит около 760 млрд. тенге.
«Масштабное строительство и реконструкция автодорог позволит нам создать в автодорожной отрасли около 200 тыс. рабочих мест в период реализации проектов до 2020 года», - отметил министр.
По информации Е. Досаева, в целях развития экспортных путей отечественных товаропроизводителей и повышения транзита страны в западном направлении будут реализованы проекты по строительству железнодорожной линии «Боржакты - Ерсай» и паромного комплекса в порту Курык в Мангыстауской области.
«Для строительства железнодорожной линии «Боржакты - Ерсай» из Национального фонда в 2015 году будет выделено 6,7 млрд. тенге. На строительство паромного комплекса в порту Курык в 2015 году - 4,8 млрд. тенге, в 2016 году - 7 млрд. тенге. Реализация проектов позволит значительно снизить себестоимость морской транспортировки грузов в портах отправления и создаст условия для беспрепятственной доставки железнодорожных составов к паромному комплексу Курык. В результате у Казахстана появится два полноценных морских порта. Общий объем перевалки грузов через порты на Каспийском море составит порядка 25 млн. тонн к 2020 году, в том числе паромный комплекс Курык обеспечит объем перевалки грузов до 4 млн. тонн в год», - подчеркнул Е.Досаев.
Как отметил глава ведомства, для ликвидации «узких» мест в организации движения поездов, повышения эффективности перевозочного процесса по направлению Север-Юг предусматривается строительство сплошных вторых железнодорожных путей с их электрификацией на участке Шу-Алматы стоимостью порядка 39 млрд. тенге.
«Для реализации данного проекта из Национального фонда в 2015 году будет выделено 8,3 млрд. тенге, в 2016 году - 19,4 млрд. тенге. Оставшаяся часть проекта будет профинансирована за счет собственных средств АО «НК «КТЖ». Реализация проекта позволит повысить ежегодно провозную способность грузов с 30 млн. тонн до 120 млн. тонн. Время следования поездов на данном участке сократится почти в 2 раза. В целом, по транспортно-логистическим проектам количество создаваемых временных рабочих мест в период строительства составит более 2,5 тыс. человек и 700 постоянных рабочих мест в период эксплуатации», - уточнил министр.
Реализация проекта развития энергетической инфраструктуры будет осуществляться за счет собственных средств АО «KEGOC
«В целях повышения надежности электроснабжения Восточно-Казахстанской и Алматинской областей, усиления транзита в направлении «Север - Юг» будет реализован проект «Строительство транзита 500кВ Север - Восток - Юг». Данный проект будет осуществляться в два этапа. Первый этап по направлению «Экибастуз - Семей - Усть-Каменогорск», второй этап по направлению «Семей - Актогай - Талдыкорган - Алматы».
Реализация проекта развития энергетической инфраструктуры будет осуществляться за счет собственных средств АО «KEGOC» в сумме около 118,9 млрд тенге. С вводом данного проекта пропускная способность линий электропередач между севером и югом Казахстана достигнет 2100 МВт, то есть 14 млрд кВт/ч. Наличие данной линии позволит вырабатывать дополнительные объемы электроэнергии для передачи в южные области Казахстана на 4 млрд кВт/ч в год больше нынешнего уровня», - подытожил Е. Досаев.
КАЗИНФОРМ