В марте прошлого года мы провели первый форум тюремной реформы и ровно год назад, 12 декабря 2013 года в этом зале состоялась презентация концепции «10 мер по снижению «тюремного населения».
Предложенная тогда концепция нашла свое полное отражение в новых редакциях Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов.
В том числе, по нашей инициативе снижена репрессивность уголовного закона (с 46 до 44 %). который теперь более ориентирован на применение наказаний, не связанных с лишением свободы.
Введен новый институт службы пробации, с расширением и переориентацией функций уголовно-исполнительных инспекций на ресоциализацию осужденных и их адаптацию в обществе.
Закреплена компетенция местных исполнительных органов в вопросах содействия трудового, бытового устройства освободившихся заключенных.
Расширен спектр применения электронных средств слежения, сокращены сроки предоставления досрочного освобождения и замены наказания более мягким видом.
Введены 6 степеней (категорий) поведения по которым определяется вид режима и условия отбывания наказания.
Эти и другие меры можно считать отправной точкой пенитенциарной реформы, проводимой в Казахстане по поручению Главы государства – Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Наряду с законодательными мерами по снижению «тюремного населения», в текущем году на заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры были рассмотрены вопросы пенитенциарного здравоохранения, профилактики рецидивных преступлений, противодействия распространению в местах лишения свободы влияния криминальных лидеров и радикалов экстремистского толка.
Реализация выработанных на этих заседаниях рекомендаций является очередным шагом на пути к поставленным Главой государства задачам реформирования пенитенциарной системы Казахстана.
Вместе с тем, согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, одним из наиболее актуальных вопросов системы исполнения уголовных наказаний является решение проблем трудовой занятости лиц, осужденных к лишению свободы.
Именно поэтому в новом Уголовно-исполнительном кодексе нашли свое отражение нормы по обеспечению заключенных рабочими местами.
Это, наряду с достойным вознаграждением за труд, профессиональной ориентацией и обучением, является ключевым моментом по снижению тюремного населения в целом, в том числе в контексте общей профилактики преступности.
Развитие системы социальной защиты населения, к которым относятся и осужденные, является одной из задач, поставленных Главой государства в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
В ней отмечено, что сегодня труд - как решающий национальный фактор в условиях XXI века, в условиях глобальной конкуренции,- должен быть выдвинут на первый план.
Именно поэтому тема второго форума тюремный реформы – «Занятость в колониях».
Сегодня трудом в колониях обеспечены только 49% от всех трудоспособных осужденных заключенных (13,5 из 27,2 тысяч), а это лишь 30% от общего контингента исправительных учреждений (43 500 заключенных).
С 1987 года не производилось обновление производства. На сегодня более 59% оборудования морально и физически устарело, 25,8% – в нерабочем состоянии.
В результате, 40% выпускаемой продукции неконкурентоспособно.
И здесь основная задача государства состоит в том, чтобы сделать труд в местах лишения свободы стимулирующим, многопрофильным, обеспечивающим не только достойное вознаграждение, но и способствующим приобретению и развитию профессиональных навыков осужденных в различных отраслях производства.
Решение указанных проблем будет способствовать не только ресоциализации осужденных, но и наряду с поддержкой государства и предпринимательского сообщества, продуманным менеджментом позволит существенно сократить расходы государства на содержание заключенных, а в идеале – перевести колонии на полное самообеспечение.
Кроме этого, получая зарплату, заключенный сможет не только содержать себя, но и оказывать материальную помощь своей семье и близким родственникам.
Это также позволит решить одну из наиболее острых проблем возмещаемости ущерба потерпевшим и государству.
Сегодня задолженность осужденных достигла 29 млрд. тенге, в том числе государству – свыше 17 млрд.
Из них погашено менее 1% или 264 млн., в т.ч. в доход государства - 55 млн.
В условиях новой индустриально-инновационной экономики, развития малого и среднего бизнеса, человек труда всегда будет востребованным.
Поэтому совершенно очевидно, что заключенный, не утрачивая либо приобретая в колонии трудовые навыки и способности, сможет по освобождению безболезненно влиться в гражданское общество.
По выходу из колонии у него на счету будут накопления, столь необходимые в первые дни на свободе.
Эти факторы также повлияют и на профилактику рецидивов преступлений.
Все это еще раз подтверждает актуальность рассматриваемого сегодня вопроса.