В 2003 году Указом Президента страны в целях дальнейшего совершенствования системы правовой статистики и специальных учетов был создан Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в декабре того же года принят отраслевой закон «О государственной правовой статистике и специальных учетах».
Эти два документа позволили на законодательном уровне определить статус, задачи и функции уполномоченного органа в сфере государственной правовой статистики, а также определили перечень субъектов (правоохранительные, судебные и иные государственные органы), которые в соответствии с законодательством представляют правовую статистическую информацию.
Законодательное закрепление функций формирования правовой статистики и осуществления прокурорского надзора в этой сфере явилось эффективной мерой для систематического обеспечения центральных государственных органов максимально полной и достоверной информацией о состоянии преступности в обществе, количественно-качественных показателях процессуальной деятельности органов уголовного преследования и суда, работе государственных органов по защите и поддержке предпринимательства.
Сегодня Комитет обеспечивает Администрацию Президента, Совет безопасности, Правительство, правоохранительные, судебные и другие государственные органы республики статистическими и информационно-аналитическими материалами о состоянии борьбы с преступностью, коррупцией, наркоманией, соблюдением законности в стране.
С этой целью Комитетом формируется 43 формы статистических отчетов (для сравнения: в 1998 году Центр формировал 27 форм). Действует 6 информационных систем: «Единая унифицированная статистическая система», «Единый учет обращений лиц», «Специальные учеты», «Автоматизированная дактилоскопическая информационная система», «Информационный сервис», а также «Система информационного обмена правоохранительных и специальных органов».
Формируемая Комитетом правовая статистическая информация является одним из основных источников информации при осуществлении как прокурорского надзора, так и при принятии решений всеми государственными органами. Об этом свидетельствуют постоянные информационные запросы о предоставлении правовых статистических данных и сведений специальных учетов из всех государственных органов, Правительства и Администрации Президента.
О результативности проводимой работы свидетельствует и статистика. К примеру, если в 1998 году Комитет ответил на 33 тыс. запросов государственных органов, физических и юридических лиц, то уже в 2008 году было отправлено ответов в 60 раз больше - 2 млн. 102 тыс.
Сегодня Комитет является поставщиком информации для всех пользователей, включая физических и юридических лиц. Статистическая информация публикуется на ведомственном сайте и доступна каждому. Главное в этой работе - оперативность, полнота, достоверность и объективность правовых статистических данных.
Полноформатный статистический учет сообщений о преступлениях, оперативное реагирование на любые факты фальсификации данных – ключевое направление этой работы. И первые помощники прокуроров – инновационные технологии.
В Комитете в автоматизированном режиме аккумулируются не только сведения о преступности, но и об отправлении правосудия, результатах прокурорского надзора, защиты предпринимательства, законности рассмотрения обращений граждан государственными органами. Это оправдано стратегически, так как отпадает необходимость создавать в самих органах подобные системы. Им удобнее воспользоваться данными Комитета, у которого есть мощное серверное и программное обеспечение.
Продолжается работа по автоматизации отчетов об ежедневной надзорной деятельности прокуроров в информационной системе «Кадагалау». На автоматизированном рабочем месте прокурора действует электронная форма делопроизводства в рамках Единой унифицированной статистической системы (ЕУСС) Комитета в форме электронных информационных учетных документов по всем видам прокурорского надзора.
Так, прокуроры по надзору за законностью в социально-экономической сфере с начала нынешнего года ведут электронную регистрацию проверок и актов прокурорского надзора в ИС «Кадагалау». На основании сведений, интегрированных в АИС ЕУСС в тестовом режиме, формируется отчет об их деятельности.
Согласно статистическим данным, за 11 месяцев т.г. проведено 14100 проверок соблюдения законности в социально-экономической сфере, в результате которых выявлено 368 488 нарушений законности. Внесено более 34 тыс. актов прокурорского надзора, к различным видам ответственности привлечено 51 257 сотрудников, возмещен ущерб в доход государства 71 025 млн. тенге. По актам прокурорского реагирования государству возвращено имущество на сумму 289 342 млн. тенге.
Одним из основных направлений прокурорского надзора является надзор за законностью принимаемых государственными органами актов. Так, по мерам прокурорского реагирования за указанный период отменено и изменено более 29 тыс. незаконных актов, в том числе 191 нормативный правовой акт, из них 50 зарегистрированы в органах юстиции. Отменено и изменено 4 незаконных акта, затрагивающих конституционные права неограниченного круга лиц. Защищены конституционные права более 380 тыс. граждан.
Со второго полугодия текущего года в органах прокуратуры приступили к интеграции документов учета в АИС ЕУСС по учету обращений граждан. В итоге, за 11 месяцев органами прокуратуры рассмотрено более 210 тыс. обращений граждан и юридических лиц. В результате рассмотрения исполнено 283 предписания, удовлетворены 626 протестов, рассмотрено 1476 представлений об устранении нарушений законности, удовлетворен 31 гражданский иск на сумму 51 480 млн. тенге. Привлечено к ответственности 1690 должностных лиц.
Таким образом, автоматизированные информационные системы по формированию гражданско-правовой статистики сегодня стали важным подспорьем в работе правоохранительных органов и направлены, прежде всего, на обеспечение законности и правопорядка, защиты конституционных прав граждан, доступа населения к социально важным услугам, повышения доверия к правоохранительной системе.
Пресс-служба Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан