Продолжение. Начало на сайте УВД по Оренбургской области от 27 мая 2011 года.
законопроект
Существенные изменения
- Денежное содержание, конечно же, основной, но не единственный вопрос, перспективы решения которого волнуют наших читателей. Как предполагается решать проблему обеспечения сотрудников жилыми помещениями?
- Когда у человека и фактически и юридически есть крыша над головой это, безусловно, дает ему уверенность в завтрашнем дне, ощущение «надежного тыла», предотвращает лишние расходы и т.д. Видеть в рядах сотрудников органов внутренних дел человека, не отягощенного чрезмерным грузом жизненных проблем позитив и для каждого конкретного руководителя и для системы в целом. Одними воспитательными мероприятиями здесь, к сожалению, не обойтись, нужны серьезные материальные вложения. Финансово-экономическое обоснование законопроекта приводит объемы планируемого финансирования для решения «квартирного вопроса», которые не могут не вселять оптимизм.
Предполагается несколько вариантов решения жилищной проблемы: путем единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, выделения жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда, предоставления служебного жилья. Сохраняется ежемесячная денежная компенсация за наем или поднаем жилого помещения. Отдельным категориям сотрудников и членам их семей жилые помещения могут предоставляться и в собственность.
В структуре потребностей средств федерального бюджета на реализацию «жилищной программы» законопроекта почти 2/3 от общего количества денежных средств предполагается выделять на единовременную социальную выплату, на которую смогут претендовать сотрудники, имеющие стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении. При ее назначении будут учитываться члены семьи сотрудника, проживающие совместно с ним. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты должны будут определены Правительством Российской Федерации. Соответствующее право предполагается в равных частях предоставить и членам семей сотрудников, погибших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
Сотрудники, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, смогут выбирать претендовать ли им на единовременную социальную выплату или получить жилье во владение и пользование по договору социального найма.
Предоставление жилых помещений в собственность предполагается законопроектом для членов семей погибших сотрудников и сотрудников, ставших инвалидами I или II группы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Статьей 7 законопроекта установлены нормы предоставления площади жилого помещения, которые будут приниматься во внимание как при предоставлении жилого помещения в собственность, или по договору социального найма так и при назначении единовременной социальной выплаты.
- Что предполагается предпринять в деле обеспечения жилыми помещениями участковых уполномоченных?
- Данному вопросу уделял внимание и Закон РФ «О милиции», получил он отражение и в Федеральном законе «О полиции», пунктом 3 статьи 44 которого устанавливается, что сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением. В законопроекте урегулированию данного вопроса полностью посвящена статья 9, которая, в развитие положений Федерального закона «О полиции» предусматривает случаи, когда на территории муниципального образования нет необходимого жилого помещения «ведомственного» специализированного жилищного фонда и орган местного самоуправления должен предоставить его из своего специализированного жилищного фонда. Если и такого жилья не будет, то жилищная проблема участкового и его семьи должна будет решаться путем аренды для них жилого помещения территориальным органом внутренних дел. Если объем финансирования этого направления будет хотя бы близок к тому, который приведен в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, полагаю, что это позволит и решать проблемы обеспечения жильем действующих участковых уполномоченных и сделать эту профессию более престижной. Правда не стоит рассчитывать, что можно будет, проработав некоторое время в должности участкового уполномоченного полиции и получив в установленном порядке жилое помещение в хорошем районе, переместиться на другую должность или на другую территорию с сохранением за собой жилого помещения. Условием сохранения за сотрудником и его семьей жилого помещения может быть только перевод на должность, связанную с охраной общественного порядка в том же муниципальном образовании.
- Руслан Михайлович, служба службой, но каждый рано или поздно задумывается о пенсии? Изменится ли ситуация с пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел если положения законопроекта станут действующими нормами.
- Конечно, кто-то более дальновиден, а кто-то менее, но для довольно большого количества граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, специфика пенсионного обеспечения всегда была одним из стимулирующих факторов. Дело было как в ожидании пенсии более высокой, чем общегражданская, так и в относительно небольшом сроке выслуги лет, дающим право на пенсию. Если второй фактор длительное время сохраняется без принципиальных изменений, то снижение доли оклада денежного содержания в общем заработке сотрудников сыграли плохую службу и размер пенсии сотрудников органов внутренних дел уже не может достойно конкурировать с размерами пенсий «гражданских пенсионеров». В результате утрачивался стимул к продолжению службы, снижалась ее популярность, увеличивались коррупционные риски. Реформирование системы денежного довольствия и пенсионного обеспечения призвано если и не исключить, то существенно снизить эти негативные тенденции.
Очевидно, что многократное увеличение окладов денежного содержания, о чем мы уже говорили, напрямую будет влиять и на размер пенсий. Рассматриваемый нами законопроект не содержит специальных статей, адресно регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения, однако, статьей 15 законопроекта предложено внести изменения в Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно этим изменениям, с 1 января 2012 года лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, и членам их семей пенсии исчисляются из 54 процентов окладов по должности, специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет. В сопроводительных документах к законопроекту презюмируется, что указанная норма вводится в целях доведения среднего размера пенсий сотрудников за выслугу лет в 2012 году до уровня, превышающего на 30 процентов средний размер общегражданских пенсий. При этом, в дальнейшем, с 2013 года к базовым 54 процентам для исчисления пенсии будет ежегодно с 1 января прибавляться по 2 процента до достижения 100 процентов от соответствующих сумм денежного довольствия. Будет учитываться и индексация составляющих денежного довольствия.
- Какие изменения могут произойти в медицинском и санаторно-курортном обеспечении с выходом законопроекта?
- Указанная Вами сфера должна подвергнуться не столь существенным изменениям как все остальные, которых касается законопроект. Вместе с тем, если в вопросах медицинского обслуживания сохраняется действующий порядок, то в вопросах санаторно-курортного обслуживания предлагаются нововведения, которые будут касаться пенсионеров и некоторых других категорий. Нововведения эти только повысят социальную защищенность указанных лиц. Так, например, предполагается, что лица, уволенные с правом на пенсию, имеющие стаж службы в ОВД 20 лет и более, за исключением уволенных по отрицательным мотивам, и проживающие совместно с ним члены его семьи будут иметь право ежегодно приобретать путевки в «ведомственные» оздоровительные и санаторно-курортные учреждения из расчета оплаты 25 процентов ее стоимости для самих лиц и 50 процентов для членов семьи.
- Понятно, что всех возможных вопросов задать нельзя, но в заключение нашей беседы, хочется все-таки спросить о том, что волнует каждого сотрудника. Если исходить из средних размеров, на какое денежное содержание может рассчитывать младший начальствующий состав и офицеры?
-Каких либо универсальных цифр конечно же нет, как и нет абсолютной определенности по размерам ассигнований, которые будут выделяться на выплату некоторых надбавок, существенно влияющих на размеры денежного содержания. Приблизительные цифры уже не раз озвучивались и главой государства и руководством МВД. Чтобы не повторяться скажу только, что должностной оклад милиционера в зависимости от уровня подразделения, в котором он проходит службу планируется установить в 10 – 11 тысяч рублей; оперуполномоченного отдела внутренних дел в 15500 рублей, управления внутренних дел 17000, далее они меняются с шагом в 500-1000 рублей в зависимости от должности. Оклады по специальным званиям младшего начальствующего состава предполагаются от 5000 рублей у рядового до 8500 рублей у старшего прапорщика и от 9500 рублей до 12000 рублей у офицерского состава до подполковника с шагом в 500 рублей. Остальные составляющие денежного довольствия будут зависеть от стажа и заслуг каждого конкретного сотрудника в рамках установленных пределов и имеющегося финансирования. При этом, безусловно, едва ли стоит рассчитывать на «все и сразу». Планируемое повышение денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел беспрецедентно, поэтому и дополнительная нагрузка на бюджет, особенно с учетом большой численности сотрудников, в абсолютных цифрах может выходить за установленные законом о бюджете пределы. Проблемы с невозможностью реального обеспечения бюджетными средствами взятых государством обязательств возникали не раз, исследовались они и высшими судебными органами страны. В частности, Конституционный суд РФ сформулировал и неоднократно подтверждал свою правовую позицию по данному вопросу, согласно которой посредством федерального закона о федеральном бюджете возможно приостановление действия отдельных положений федеральных законов, связанных с расходами Российской Федерации.