Основой финансовый документ на очередную среднесрочную перспективу – прогноз социально-экономического развития Оренбургской область и проект областного бюджета. Оба документа обозначают перспективы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и были приняты сегодня на заседании Правительства области.
Проект бюджета представила министр финансов области Татьяна Мошкова. По ее словам, в 2013–2015 годах решение задач социально-экономического развития Оренбургской области будет осуществляться в условиях преемственности курса общефедеральной бюджетной политики, Приоритетные направления бюджетной политики конкретизированы в Указах Президента РФ от 7 мая этого года.
Доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объемах: на 2013 год – 68,3 млрд. рублей, на 2014 год – 73,4 млрд. рублей, на 2015 год – 78,9 млрд. рублей. Областной бюджет по доходам сформирован в следующих объемах: на 2013 год – 59,6 млрд. рублей, на 2014 год – 62,5 млрд. рублей, на 2015 год – 67,3 млрд. рублей. Поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет в 2013 году прогнозируются в сумме 54,2 млрд. рублей, в 2014 году – в сумме 58,5 млрд. рублей, в 2015 году – 63,3 млрд. рублей.
Расходы консолидированного бюджета области на 2013 – 2015 годы прогнозируются в объемах: 80,7 млрд. рублей; 82,3 млрд. рублей; 88,6 млрд. рублей по годам соответственно.
Расходы областного бюджета предусматриваются на 2013 год в сумме 67,6 млрд. рублей, на 2014 год –71,1 млрд. рублей, на 2015 год –76,6 млрд. рублей.
Областной бюджет сформирован с дефицитом: в 2013 году в сумме 7,9 млрд. рублей, в 2014 году – 8,6 млрд. рублей, в 2015 году – 9,3 млрд. рублей.
Как и прежде, бюджетообразующими станут налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы. Их совокупная доля в объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составляет 96 процентов.
Министр финансов области подчеркнула, что доходная часть бюджета очень напряженная, поэтому потребуется умножение всех усилий по мобилизации доходов в областную казну.
Основные расходы области по-прежнему носят выраженную социальную направленность, и инвестиции в человеческий капитал будут расти. Финансирование отраслей социальной сферы в 2013 году составит 56,3 млрд. рублей, в 2014 году – 57,6 млрд. рублей, а в 2015 году – 61,4 млрд. рублей. Это практически 70 % расходов консолидированного бюджета области.
Наибольшие вложения будут сделаны в развитие образования. В 2013 году на финансирование учреждений образования и проведение мероприятий в этой сфере рассчитывается направить 24,9 млрд. рублей, или на 2,1 млрд. рублей больше, чем в текущем году. На плановый период 2014 и 2015 годов эти расходы запланированы в объемах 24,4 и 24,8 млрд. рублей.
Одним из приоритетов модернизации системы общего образования является повышение качества педагогического труда и престижа учительской профессии. Реализуется оно через систему конкурсного поощрения педагогических работников за лучшие результаты работы, а также путем постепенного повышения их заработной платы и доведения ее до уровня средней заработной платы по экономике области. Решения, принятые в текущем году по повышению заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений на 25 процентов, позволят решить эту задачу к концу текущего года.
Для выполнения Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в проекте областного бюджета и прогнозе консолидированного бюджета предусматривается увеличение с 2013 года фонда оплаты труда педагогическим работникам общеобразовательных учреждений еще на 5 %. На 30% увеличится зарплата педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, на 15% - педработникам и мастерам производственного обучения, предоставляющим услуги начального профессионального образования, на 10% - педагогам в сфере среднего профессионального образования, на 40% - педагогам высшего профессионального образования.
Дополнительные расходы из консолидированного бюджета области на эти цели в 2013 году составят 567 млн. рублей.
С 2014 года запланированы расходы на выплату денежного вознаграждения за классное руководство за счет собственных доходов областного бюджета. Это связано с прекращением финансового обеспечения этих расходов из федерального бюджета. На осуществление данных расходов на 2014 и 2015 годы предусмотрены дополнительные средства областного бюджета в объемах по 186,6 млн. рублей ежегодно.
В 2013 году планируется сохранить финансовую помощь муниципальным органам власти на выполнение закрепленных за ними полномочий в области образования. На эти цели муниципалитеты получат более 1,0 млрд. рублей.
Вторым важным направлением бюджетных трат являются расходы на здравоохранение. Объем финансирования отрасли по сравнению с 2012 годом уменьшается в связи с завершением реализации областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области» на 2011–2012 годы.
В консолидированном бюджете на 2013 год расходы на здравоохранение прогнозируется в сумме 12,4 млрд. рублей, на 2014 год – 13,7 млрд. рублей и 16,1 млрд. рублей на 2015 год.
Все расходы практически в полном объеме планируется осуществлять из областного бюджета.
В проекте областного бюджета на трехлетний период запланировано увеличение с 2013 года на 30% фонда оплаты труда работников здравоохранения. Это коснется работников учреждений здравоохранения, имеющих высшее медицинское образование. На 25% вырастет фонд оплаты труда социальных работников учреждений здравоохранения, младшего медицинского и среднего медицинского персонала. Дополнительно на эти цели областной бюджет в 2013 год направит 172,5 млн. рублей.
Спрогнозирован значительный рост расходов областного бюджета на перечисление платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В 2013 году расходы на эти цели планируется увеличить на 1,2 млрд. рублей, в 2014 году – на 2,3 млрд. рублей, на 2015 год – на 4,4 млрд. рублей по сравнению с текущим годом. В 2013–2015 годах запланированный объем финансирования составит 6,6; 7,7; и 9,8 млрд. рублей соответственно.
Согласно прогнозу, в 2013–2015 годах в консолидированном бюджете области динамично будут расти расходы на социальную политику. В 2013 году на эти цели будет направлено 14,7 млрд. рублей, в 2014 году – 15,4 млрд. рублей и 16,1 млрд. рублей в 2015 году. Татьяна Мошкова отметила, что средства на осуществление социальной поддержки населения заложены в полном объеме. Также в полном объеме учтены расходы, необходимые для финансирования дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, предусматриваемые с 1 января 2013 года.
Увеличены расходы областного бюджета на бесплатное предоставление лекарственных средств гражданам, страдающим редкими заболеваниями.
За данный период произойдет увеличение фонда оплаты труда, источником формирования которого являются средства областного бюджета, также и социальных работников и специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания – на 40%. Дополнительные расходы областного бюджета на эти цели в 2013 году составят 197 млн. рублей.
С 2013 года в отрасли намечено увеличение фонда оплаты труда, источником формирования которого являются средства областного бюджета, всех работников учреждений культуры на 20 процентов. Дополнительные расходы на эти цели только в 2013 году составят 169,5 млн. рублей.
Расходы на физическую культуру и спорт в консолидированном бюджете области прогнозируются в объемах: 936,3 млн. рублей – на 2013 год; 956,8 млн. рублей – на 2014 год и 1023,8 млн. рублей – на 2015 год. Из областного бюджета на эти цели предусматриваются 705,7; 726,1и 777,4 млн. рублей соответственно. Основная часть расходов областного бюджета на физическую культуру и спорт в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов будет осуществлятсья через областную целевую программу «Комплексные меры по совершенствованию системы физической культуры, спорта и туризма в Оренбургской области на 2011–2015 годы».
Формирование бюджетных ассигнований на поддержку отраслей экономики планируется осуществить с учетом необходимости адаптации отраслей экономики области при вступлении Российской Федерации в ВТО, повышении программно-целевого планирования и обеспечения роста эффективности использования бюджетных ассигнований.
Бюджетные расходы на реализацию Государственной программы в 2013–2015 годах составят в суммах 2 998,3 млн. рублей, 2 932,6 млн. рублей, 3 005,4 млн. рублей соответственно по годам. Расходы на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2013 году составят 1 708,3 млн. рублей, в 2014 году– 1 731,3 млн. рублей, в 2015 году – 1 716,0 млн. рублей. Все виды субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства сохранятся.
В 2013–2015 годах продолжится субсидирование из областного бюджета предприятий железнодорожного транспорта, осуществляющих пригородные пассажирские перевозки. На эти цели предусматривается по 307,3 млн. рублей ежегодно.
На осуществление автомобильных пригородных пассажирских перевозок и обеспечение проезда граждан до садовых, огородных и дачных земельных участков и обратно органы местного самоуправления поучат межбюджетные субсидии - по 103,6 млн. рублей ежегодно.
На приобретение подвижного состава наземного электрического пассажирского транспорта, капитальный и текущий ремонт путевого и энергетического хозяйства городским округам в 2013 году запланировано выделить 83,0 млн. рублей. Средства заложены в областной целевой программы «Развитие городского наземного электрического пассажирского транспорта на 2008 – 2013 годы».
Дорожный фонд на 2013 год и на 2014 и 2015 годы планового периода планируется в объемах: 6,6; 7,1 и 6,8 млрд. рублей соответственно. Деньги Фонда пойдут на содержание, ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, управление дорожным хозяйством, предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, прочие мероприятия в области дорожного хозяйства.
Поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться в рамках реализации областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012 – 2014 годы, мероприятия которой направлены на развитие региональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, развитие системы гарантийного обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансирование, предоставление грантов начинающим малым инновационным компаниям, развитие молодежного предпринимательства, содействие муниципальным образованиям в развитии малого и среднего предпринимательства.
На поддержку малого и среднего предпринимательства в 2013–2014 годах ежегодно планируется расходовать 230,0 млн. рублей. Все мероприятия осуществляются в рамках реализации областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012 – 2014 годы
Также в рамках областных целевых программ будет осуществляться и господдержка предприятий машиностроительного комплекса, организаций, реализующих социально значимые инвестиционные проекты в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Для развития инфраструктуры инвестиционных площадок и индустриальных парков (технопарков) на территории региона, финансирования инфраструктурных проектов запланированы ассигнования в виде взноса в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Оренбургской области» в сумме по 200,0 млн. рублей ежегодно.
В рамках областной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011 – 2015 годах», направленной на создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса; создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотеки; реализацию мер демографической политики в Оренбургской области; обеспечение повышения качества жилищного фонда, расходы областного бюджета составят 1 809,0 млн. рублей, 1 913,0 млн. рублей и 2 014,0 млн. рублей соответственно по годам.
На обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отдельных категорий граждан, определенных законодательством Оренбургской области в 2013 году планируется направить 375,0 млн. рублей.
В целях создания условий для развития жилищного строительства на увеличение уставного капитала ОАО «Сельский дом» планируется направить 357,5 млн. рублей.
На «Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, в 2011–2015 годах» муниципалитетам ежегодно будет выделяться 275,0 млн. рублей.
Продолжит работу подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011–2015 годы», в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, а также средств материнского капитала.
Жилищное строительство не возможно без развития коммунальной и инженерной инфраструктуры, поэтому на строительство объектов коммунального хозяйства в 2013 году предполагается направить 907,6 млн. рублей, из них в виде субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов муниципальной собственности – 812,6 млн. рублей.
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства будет производиться с учетом необходимости финансового обеспечения в полном объеме пусковых строек и объектов в целях ускорения ввода объектов и недопущения удорожания их строительства.
Объем межбюджетных трансфертов (общего характера) бюджетам муниципальных образований на 2013 год предусмотрен в сумме 6,3 млрд. рублей. В их числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселениям составляют 14,6 млн. рублей. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов увеличиваются по сравнению с 2012 годом на 1,0 млрд. рублей и составят 3,0 млрд. рублей. Дотация на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований предусмотрена на 2013– 2015 годы в размерах по 500,0 млн. рублей ежегодно.