Предложения об отмене транспортного налога, проект закона о детях войны, годовой отчет Счетной палатой области, обращение Оренбургского района по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ – эти и другие вопросы рассмотрены 19 марта на заседании комитета Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой и финансовой политике под председательством Владимира Киданова.
Из семи вопросов повестки дня три были посвящены транспортному налогу. Губернатором области Юрием Бергом внесен проект закона об изменениях в закон Оренбургской области «О транспортном налоге» с целью его приведения в соответствие с федеральным законодательством. Законопроект предусматривает изменение с 1 января 2015 года срока уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - физических лиц. Согласно действующей редакции закона, он заканчивается 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Предлагается срок уплаты налога сократить, установив предельную дату 1 октября. На законопроект уже поступило положительное заключение Счетной палаты области.
Фракции ЛДПР и «Справедливая Россия» предложили два законопроекта, которые предусматривают изменение размера транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил. Руководитель фракции ЛДПР Андрей Рейзлер пояснил, что предлагается «обнулить» транспортный налог для данной категории с 1 января следующего года. По расчетам инициатора изменений, выпадающие доходы областного бюджета в 2015 году составят 5 млн. 208 тыс. рублей, в 2016 году – 121 млн. 248 тыс. рублей. В качестве источника возмещения выпадающих доходов предлагается поступление дополнительных доходов от акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо.
Руководитель «справедливороссов» Владимир Фролов также предложил возместить потери бюджета за счет акцизов, снизив при этом налоговую ставку по транспортному налогу для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил с 15 до 7 рублей. В этом случае выпадающие доходы областного бюджета в 2016 году составят 93 млн. 86 тыс. рублей.
Финансисты, как из числа депутатов, так и представителей профильного министерства, не согласились с такими доводами, поскольку доходы от акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо уже учтены в поступлениях платежей областного бюджета. 10% идет в муниципалитеты напрямую, а транспортный налог является основным источником при формировании областного дорожного фонда. Кроме того, с 2012 года в целях смягчения последствий роста цен на ГСМ налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил была снижена с 30 до 15 рублей, а до ста лошадиных сил - отменена.
- Тогда 422 тысячи автомобилей из 663 тысяч были освобождены от налога, - напомнил Владимир Киданов. - И мы не возвращаемся к вопросу о поднятии налоговой ставки, хотя большинство регионов сейчас идут на это, а вы предлагаете снижать дальше. В одиннадцати субъектах федерации с 2014 года ставка налога для данной категории транспортных средств увеличена. Поэтому предложение с социальной точки зрения интересное, но экономически оно не обоснованно.
По мнению заместителя председателя комитета по бюджетной, налоговой и финансовой политике Евгения Сусоева, «даже при уменьшении ставки налога вдвое, вместе с нулевым налогом для категории автомобилей до ста лошадиных сил, потери бюджета достигнут уже полумиллиарда рублей. На какие средства тогда строить дороги?!». Профильный комитет предложил отклонить оба законопроекта об изменении ставки транспортного налога.
Еще одним острым моментом обсуждения стал проект регионального закона «О мерах государственной социальной поддержки детям Великой Отечественной войны». Инициатором выступила фракция ЛДПР, а руководитель фракции «Справедливая Россия» Владимир Фролов заявил о подготовке аналогичного законопроекта. Кроме выплаты ежемесячной компенсации в размере около трехсот рублей, в нем предлагается предоставить детям войны льготы, аналогичные льготам, установленным для тружеников тыла.
Депутат Андрей Герасименко подверг критике ряд пунктов этого документа, в том числе предложение о приоритетном праве на предоставляемый отпуск или оформление садового участка. Он отметил, что многие из тех граждан, которых предложено отнести к данной категории, уже обладают льготами, и реальной поддержкой могут стать только ежемесячные финансовые выплаты.
Серьезно отличались приводимые цифры о количестве новых льготников, попадающих под определение «дети войны», и о сумме выпадающих доходов из бюджета.
Представитель минсоцразвития пояснил позицию Юрия Берга, отметив, что «губернатор поддержал необходимость принятия такого законопроекта, но предложил изучить практику в других регионах и определить конкретно данную категорию граждан». В качестве примера было отмечено, что в одном из регионов страны к этой категории отнесены дети погибших в годы Великой Отечественной войны военнослужащих, в других - это дети, воспитывавшиеся в детских домах, или потерявшие одного из родителей в период военных действий.
Владимир Киданов высказал мнение о том, что нужен единый подход по всем регионам в определении категории детей войны и мер государственной поддержки. Вопрос требует широкого профессионального и общественного обсуждения. Принято решение продолжить работу в этом направлении.
На заседании комитета парламентарии обсудили также отчет о деятельности Счетной палаты Оренбургской области за 2013 год. Рекомендовано принять представленную информацию к сведению и рассмотреть отчет на ближайшем заседании Законодательного Собрания, которое состоится 16 апреля.