На коллегии прокуратуры обсудили проблему охраны водных объектов региона

Сегодня, 30 октября 2014 года, в прокуратуре Оренбургской области состоялось заседание коллегии на тему обеспечения законности в сфере охраны водных объектов. В его заседании приняли участие министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области Сергей Домников, заместитель регионального министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Владимир Белов, руководитель управления Росприроднадзора по Оренбургской области Анатолий Жуков,  представитель отдела водных ресурсов по Оренбургской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Владимир Кретов и эксперт Общественной палаты Оренбургской области Людмила Бархатова.

На заседании  коллегии отмечалось, что Оренбургская область расположена преимущественно в бассейнах двух крупных рек: Урала – 78,2 тыс. км2 (63 %) и Волги – 38,2 тыс. км2 (31 %). На территории области насчитывается около 3, 5 тыс. рек и ручьев общей протяженностью 31,5 тыс. км. Общий сток рек области за год составляет 13,7 км3. Из этого стока 76,8 % приходится на Урал и 22,8 % - на реки бассейна Волги.

Основное антропогенное воздействие на них оказывают сброс сточных вод предприятиями ЖКХ и крупными недропользователями, изъятие водных ресурсов, неорганизованный туризм, активная застройка, размещение отходов в водоохранных зонах, проведение работ по углублению дна в реках. Все это приводит к загрязнению, засорению, заиливанию водных объектов, снижению их рекреационного значения, ухудшению среды обитания водных биоресурсов.

Крупнейшими загрязнителями вод являются ООО «Оренбург Водоканал», ООО «Орск Водоканал», ООО «УКХ г. Новотроицка», ООО «Медногорск Водоканал», МУП ЖКХ г. Гая, ООО «Канализационные очистные сооружения».

Основной объем сбрасываемых загрязненных сточных вод (112 млн. м3) поступает в водные объекты бассейна реки Урал. По массе загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в поверхностные водные объекты бассейна реки Урал, преобладают нитраты – около 2 тыс. тонн, сухой остаток – 85 тыс. тонн, железо – 0,012 тыс. тонн, хлориды – 17 тыс. тонн, азот аммонийный – 0,112 тыс. тонн, фосфаты – 0,114 тыс. тонн. Такой высокий уровень загрязнения сточных вод потенциально может оказывать негативное влияние на здоровье населения.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что нарушения природоохранного законодательства при использовании водных объектов продолжают носить массовый характер, что подтверждается следующими примерами.

МУП «Водоканализационное хозяйство города Бузулука»  превышало установленный разрешением лимит сброса загрязняющих веществ в реку Самара. ООО «Медногорск - Водоканал» в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляло сброс в реку Блява недостаточно очищенных сточных вод с превышением концентрации по фосфатам в 4,6 раза, по меди в 7 раз, по цинку в 1,6 раза, по никелю в 8 раз. МУП ЖКХ г. Гай сбрасывало загрязненные сточные воды в реки Дунайка и Сухая Губерля.

Также ухудшает состояние экосистемы бассейна реки Урал  деятельность по размещению стихийных свалок по берегам рек. Такие нарушения выявлялись прокурором Красногвардейского района на реке Ток, Бугурусланским межрайонным прокурором в водоохранной зоне реки Большой Кинель, Абдулинским межрайонным прокурором на реке Тирис.

Ко всем нарушителям органами прокуратуры применены различные меры реагирования – внесены представления, направлены иски в суд, возбуждены административные дела.

Последовала реакция прокуроров и на выявленные факты незаконной добычи ПГС с одновременным разрушением и изменением береговой линии и дна водных объектов.

Орский межрайонный природоохранный прокурор добился административного наказания предпринимателя, на протяжении 10 месяцев незаконно добывавшего крупный песок в водоохраной зоне реки Большой Кумак. По искам прокурора области за вред, причиненный незаконной добычей песчано-гравийной смеси, суд взыскал в пользу Сакмарского района  свыше 6 млн. рублей, в пользу Оренбургского района - более 150 млн. рублей.

Причиной ненадлежащего состояния водной экосистемы также является некачественная работа органов государственной власти, обязанных принимать меры к сохранению водных бассейнов и минимизации негативного воздействия на них.

Один из главных недостатков – возложение полномочий в сфере охраны водных объектов на непрофильное министерство Правительства Оренбургской области. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области, ответственное за выработку государственной политики в сфере использования и охраны природных ресурсов, распространяет свои контрольно-надзорные полномочия только на объекты регионального экологического надзора. Вся остальная работа возложена на министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Такая структура органов государственной власти в Приволжском федеральном округе существует лишь в Оренбуржье.

Управление водного хозяйства и водопользования в составе регионального министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства работает по остаточному принципу. В течение продолжительного времени в управлении отсутствует непосредственный руководитель,  контроль за исполнением поручений не осуществляется, недостатки в работе носят системный характер.

До настоящего времени  в области не принят порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения и в лечебных целях. Субвенции из федерального бюджета на реализацию этих полномочий не запрашивались. Работа по установлению границ водоохранных зон в Оренбуржье начата только в процессе исполнения решений судов по искам прокуратуры. В настоящее время зарезервированы деньги, проводится конкурсный отбор подрядчиков.

В 2013 году возвращены в федеральный бюджет более 27 млн. рублей, выделенных на расчистку и углубление дна в руслах рек Тирис в Абдулино и Сорока в Тоцком. Из-за позднего размещения и проведения открытого аукциона деньги не были освоены.

В целях оздоровления ситуации с охраной водных объектов прокурор области потребовал незамедлительно принять меры к должной организации работы двух вышеуказанных министерств в составе регионального правительства. Кроме того, председатель коллегии счел необходимым наладить грамотную и эффективную работу по контролю за водопользованием.

Город: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий