Постоянные читатели успели заметить, что наш журнал стал уделять больше внимания инвестиционному развитию Оренбургской области. Если говорить точнее, то речь идет не об инвестиционном развитии, а о проблемах привлечения инвестиций. Найдутся те, кто возразят и скажут, что с этим в области все хорошо, и мы по совокупным объемам инвестиций находимся далеко не на последнем месте в России.
Но давайте, наконец, разберемся, что стоит за статистическими отчетами и насколько им можно доверять. Согласно данным официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, в последние пять лет наблюдается рост объема инвестиций в Оренбургской области, только в после кризисный 2009-м произошло их падение, но в 2010-м начался рост (рисунок 1).
При этом совокупный объем инвестиций достигает 97 млрд руб. Казалось бы, все прекрасно, и, судя по этим цифрам, наша область - райское место для инвестора. Но все не так гладко. Настораживает следующая таблица (таблица 1).
В среднем за пять лет 51,5 % всех инвестиций - это собственные средства организаций. А доля иностранных инвестиций - в среднем 1,3%.
Таким образом, говорить о потоке инвестиций не приходится. При этом основную часть привлеченных средств составляют «прочие» источники финансирования, которые включают торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т. д.), банковские вклады. Таким образом, иностранные инвесторы скорее опасаются вкладываться в нашу область, а если делают это, то только под гарантии Правительства РФ. Если из суммы годового объема инвестиций исключить вложения организаций сырьевого сектора экономики в модернизацию и государственные вложения в строительство социальных объектов, то получится совсем незначительная сумма вложений в реальный сектор.
Также необходимо внести ясность и определенность в понятие «инвестиции» и то, что обычно за ними стоит. В классическом понимании инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в т. ч. и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли. В российской же практике, под инвестициями понимают и вложения в строительство школ, детских садов, прочей социальной инфраструктуры. Такая классификация, в конечном итоге, приводит к росту величины инвестиции в отчетах, но не приводит к реальному экономическому эффекту в виде роста ВРП, увеличению налоговых поступлений, появлению новых видов продукции и т. д.
В нашей области есть почти все, чтобы хорошо жить и стабильно развиваться: ресурсы, кадры, неплохой уровень ВРП, геополитическое положение, транспортная инфраструктура. Да и с социальной точки зрения все обстоит более или менее благополучно. Во всяком случае, у федерального центра мы в отстающих регионах не числимся. Проблема в том, что в какой-то момент времени мы замкнулись сами на себя, предпочитая развитие социальной инфраструктуры, в отличие от регионов, которые за это время сумели создать инвестиционно-привлекательную экономику. Создается впечатление, что основной приоритет – социальный бюджет и поддержка собственников крупных предприятий. Первое непосредственно приводит к усилению нагрузки на бюджет. А второе приведет к тому, что крупные предприятия, стремясь к повышению эффективности производства, однозначно будут внедрять современные технологии, которые ведут к высвобождению работников. И опять рост бюджетных расходов на социальную адаптацию этих работников. Таким образом, нагрузка на социальную составляющую бюджета будет расти, а вот доходная часть при такой политике не изменится.
Если не изменить приоритеты, то вскоре регион начнет проедать сам себя. Выход только один – создание новых производств в различных секторах экономики и в первую очередь в перерабатывающих отраслях. А без повышения инвестиционной активности это не возможно. Почему же инвестор не хочет идти к нам?
В одном из номеров журнала «Эксперт» была очень хорошая аналогия. Инвестор – как балтийский матрос в послевоенной деревне: девушек много и все ждут, выбирай - не хочу. Вот он и будет выбирать тот регион, который для него понятен, в первую очередь, где уже есть опыт вложений иностранного капитала. Оренбургская область не относится к числу таких регионов, и мы пока проигрываем в окружении соседей – Свердловской области, Татарстана, Башкортостана.
Руководитель филиала «Северо-Запад» Российско-Германской Торговой палаты доктор Штефан Штайн в своем интервью сказал: «Я с осторожностью смотрю на конкуренцию между регионами. Не все регионы пока понятны зарубежным компаниям. В каждом свои особенности – всегда надо знать, какая там «кухня», кому ты переходишь дорогу. Поэтому инвесторы предпочитают проверенные территории, где уже есть опыт вложений». Так вот, «кухня» нашего региона сегодня не совсем понятна даже нам самим, что уж говорить об иностранном инвесторе. Так почему инвестор должен хотеть к нам идти?
Инвестора надо любить. И не только инвестора с «миллионными» проектами, но и предпринимателя, который строит пекарню в райцентре. А для этого должны быть прозрачные правила игры и режим наибольшего благоприятствования для всех кто начинает дело в реальном секторе.
На сайте http://www.expert-ural.com опубликован отчет о количестве проектов, запланированных в Уральском регионе в 2009-2011гг. В исследовании рассматривались инвестиционные проекты в промышленности и поддерживающей инфраструктуре (энергетике, в частности, генерации, и на транспорте). Стоимостью - не менее 10 млн долларов. Результаты получились следующие: в Республике Башкортостан запланировано 12 проектов на общую сумму 15 млн, в Челябинской области 4 - на сумму 42 млн, в Удмуртии 2 - на сумму 0 млн, в Оренбургской - 2 проекта на сумму 9 млн. Таким образом, даже экономически более слабая Удмуртия в этом рейтинге обошла нефтеносную Оренбургскую область.
Японцы давно вывели закон, что чем больше на конкретной территории доступных полезных ископаемых, тем более слабая в ней экономика. Неужели Оренбургская область будет служить очередным подтверждением этого тезиса? Или мы найдем в себе силы, выявим точки роста, создадим эффективные механизмы их развития и сможем лет через 5-6 превратиться в инвестиционно-привлекательную область? Опыт регионов, которые добились инвестиционного прорыва, показывает: только за счет внутренних ресурсов — природных, финансовых, интеллектуальных — изменить структуру экономики и уровень жизни населения практически невозможно. Нужны инвестиции. Причем речь идет не столько о финансовых ресурсах, сколько о новых идеях и технологиях, новых видах производства и организационного менеджмента.
P.S. Редакция журнала приглашает вас принять участие в обсуждении возможных направлений инвестиционной стратегии Оренбургской области на перспективу 2011-2016 гг. Ваше мнение и предложения просим направлять на адрес pautinka@orenburg-cci.ru.