Наш журнал три года назад уже исследовал тему: «Может ли театр стать бизнесом?» Тогда мы с помощью привлеченных экспертов выяснили, что в Оренбургской области театр (а иже с ним и большинство остальных направлений в культуре) без поддержки извне существовать не может. Ни сами культурные учреждения, ни потребители культурного продукта не готовы к существованию в жестких условиях рынка.
С 1 января 2011 года организации социальной сферы (в том числе и культуры) имеют возможность приобрести статус автономных учреждений. Вопросы коммерциализации деятельности при этом выходят на первый план. Буквально недавно страна праздновала Всемирный день театра, и мы, естественно, решили поинтересоваться у работников этого вида искусства об их готовности самостоятельно зарабатывать деньги. Наш собеседник – директор Оренбургского областного театра кукол Александр Паин.
- Александр Генрихович, на Ваш взгляд, может и должен ли театр быть бизнесом? Насколько вообще корректна такая постановка вопроса?
- Давайте определимся: в первую очередь, театр – это особый вид искусства. Но поскольку мы выпускаем спектакли, на которые продаем билеты, т. е. продаем свой продукт, то речь о бизнесе идти может. Но не должна. Так как продажа этого особого продукта не направлена на обогащение. Более того, такая постановка вопроса некорректна в особенности, если речь идет о театре для детей, первом в жизни ребенка.
- Тогда за счет чего ваш театр может заработать деньги?
- Мы можем долго дискутировать о том, что первично - зарабатывание денег или воспитание юного зрителя. Мне кажется, самое главное, сохранить баланс.
- Хорошо, что-то заработали. Куда их можно потратить?
- В связи с тем, что наш театр – это бюджетное учреждение культуры, имеющее утвержденные государством базовые ставки (на сегодняшний день это – 4370 рублей, что ниже прожиточного минимума в Оренбурге), то заработанные внебюджетные деньги, прежде всего, идут на доплату работникам театра.
- То есть государство должно дать вам эти деньги, или все же театр должен жить по средствам?
- Государство должно быть заинтересовано в качественном продукте, выпускаемом театром, и понимать, что это качество во многом зависит от команды профессиональных творческих людей, чья деятельность должна иметь эквивалентную оплату. Качество спектакля зависит и от постановочного ресурса.
Нельзя выпустить хороший спектакль, не имея световую и звуковую аппаратуру современного уровня. Если цена билета в детский театр не превышает 100-150 рублей, а количество мест в зрительном зале – 239, то ни о каком доходе речь идти не может и этих заработанных средств, естественно, не хватает для приобретения современной аппаратуры, необходимой для создания репертуара для детей. А ведь в его основе - народная сказка, волшебная сказка с ее превращениями и чудесами, классика. Постановка спектакля на современную тему тем более требует высокого технологичного оснащения. Ведь дети уже с малых лет знакомы с компьютером, Интернетом, фильмами в 3D-формате. А мы должны вовлечь их в сказку, интересную историю так, чтобы помочь развить их эмоциональную, чувственную природу, вызвать сочувствие, воспитывать любовь к семье и Родине.
- Считаете ли Вы, что билеты на ваши спектакли стоят дешево или это реальная цена, определенная рынком?
- Билеты в театр кукол стоят дешево, от 100 до 150 рублей. И это никак не цена того труда коллектива, который вложен в создание наших спектаклей. К сожалению, на сегодняшний день они не могут быть дороже, так как мы считаем, что искусство должно быть доступно всем. Для социально незащищенных слоев населения мы вообще даем бесплатные спектакли.
К сожалению, ценовая политика слабо регулируется. Мы видим примеры, когда в город приезжают гастролеры не всегда с высоким профессиональным уровнем, и даже без звездных имен на афише, а иногда и просто со средним, если не сказать низким, уровнем, а билеты на их спектакли продаются в разы дороже.
- А какие действия Вы как главный менеджер театра предпринимали в последние годы, чтобы улучшить его положение?
- В первую очередь были определены приоритеты в развитии театра кукол. Была поставлена задача – возвратить театру былую славу и привлечь в театр зрителя. Для этого была организована и проведена научно- практическая конференция «Театр кукол – время перемен» с привлечением научно-педагогической и творческой общественности. После анализа ситуации был взят курс на подготовку молодых актёров, так как творческий коллектив театра нуждался в омоложении.
На базе областного колледжа культуры и искусства открыли отделение «Актер театра кукол», которое в этом году даст первых выпускников. В театре не было постоянного режиссёра, поэтому был приглашён на должность главного режиссера заслуженный артист России В. А. Смирнов из Нижнего Новгорода. Он же возглавил курс по подготовке актёров театра кукол в колледже.
Одна из сторон менеджерской деятельности в театре – здоровье коллектива. Для этого мы проводим регулярную диспансеризацию, организовываем льготный отдых для работников театра и членов их семей.
Для позиционирования работы театра заключил договор с ТПП Оренбургской области, которая разработала сайт театра. И с 2007года он является одним из лучших в сфере культуры г. Оренбурга.
Заключаю я и договоры о социальном партнерстве с руководителями муниципальных образований Оренбургской области. Ежегодно по окончании сезона проводим научно – практические конференции с привлечением преподавателей школ, вузов, широкой общественности. Работаю в тесном контакте с Министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области и использую все, что возможно для организации поездок коллектива на театральные фестивали и гастроли.
Перечисление всех дел займет много времени и места, поэтому пока ограничусь сказанным.
- Как Вы считаете, насколько важно, чтобы в театре работали грамотные менеджеры? Могут ли они обеспечить успех?
- Сегодня это насущная необходимость. Задача творческого работника – создать спектакль, а грамотного менеджера – сделать все, чтобы обеспечить творческий процесс всем необходимым, а затем – правильно спектакль позиционировать. Но глубоко убежден, что основа успеха – все-таки высокое профессиональное качество спектакля, на который зрителя менеджеру легче привлечь.
- Сейчас модно решать свои проблемы за счет спонсоров и меценатов. На Ваш взгляд, попечительский совет для театра – благо или свидетельство слабой работы управленцев?
- У нас нет попечительского совета. Но мы ведем работу по его созданию. В практике европейских театров – активная работа попечительских советов, в состав которых входят признанные лидеры общественного мнения, богатые и успешные люди. Для них участие в работе попечительского совета - признание их заслуг в обществе. Для театра это создание команды, которая служит идее, команды единомышленников, команды, заинтересованной и помогающей в создании художественных ценностей.
- Готовы ли Вы и возглавляемый Вами коллектив выкупить или взять в долгосрочную аренду театр?
- Как директор театра я могу сказать, что если будут гарантированы льготные условия по оплате коммунальных услуг, по налогам, по формированию государственного задания, то можно рискнуть. Но это будет решением всего коллектива.