Есть ли вообще эти понятия в областной целевой программе модернизации машиностроительного комплекса?
Если всерьёз задумываться о стратегии развития экономики, снижении рисков, связанных с так называемой «нефтегазовой иглой», то сектор машиностроения должен быть обласкан вниманием инвесторов и власти. Иного не дано. Власть уже повернулась лицом к агропромышленному комплексу, и удалось во многом решить многие проблемы продовольственной безопасности, перевооружения отрасли. Машиностроители с некоторой завистью смотрят на сложившийся тандем «власть – АПК», но готовы ли они вести аргументированный диалог, способный привести к взаимопониманию и адекватной поддержке? Утвердительно ответить на этот вопрос вряд ли кто сможет. Для нас этот вывод складывается после встречи оренбургских машиностроителей с руководителями министерства экономического развития, промышленной политики и торговли, которая недавно прошла на площадке Завода бурового оборудования.
Если агропромышленный комплекс из депрессивного в последнее время перешел в разряд выгодного объекта для инвестиций, то машиностроение зависло на рентабельности в 0 – 4% - на грани погрешности в расчетах. Капитал туда вкладывает лишь упёртый оптимист-любитель экстрима. Рентабельность нефтегазовой отрасли сегодня составляет 33-35%, 52% у связистов, 26-30% у энергетиков. Однако ни одна из этих успешных отраслей не выживет в перспективе без своей основы – машиностроения, создающего «железный» фундамент развития любой отрасли.
Помнится, когда региональная власть стала возвращаться в экономику, первым ее шагом стал закон о промышленной политике. На его основе сформировались областные целевые программы поддержки машиностроения, легкой промышленности, в которых главным финансовым инструментом стало возмещение части процентной ставки по кредитам предприятий, взятым в банках на переоснащение, модернизацию своих производственных мощностей. Этот механизм не претерпел практических изменений до сих пор. И потому в нынешних условиях оказался недостаточным для влияния на укрепление этих отраслей. Почему? Ответ вроде бы простенький. В кризис, начавшийся после 2008 года, предприятия редко рискуют брать кредиты под высокие проценты. Ситуация на рынках сбыта мало прогнозируемая, чтобы изучить ее точнее тоже необходимы средства. Лишь в узких сегментах того же машиностроения находятся редкие «особи», которые не испугались кризиса и настойчиво ищут новые рынки сбыта, меняют свой ассортимент, замахиваются на настоящие инновации. Пример этому – оренбургский Завод бурового оборудования. Собственники завода пошли на масштабное перевооружение, сопровождающееся довольно точными «выстрелами» в ранее не освоенные сегменты производства оборудования для нефтяного сектора, освоение производства инструменты с алмазным напылением для этой отрасли. Это предприятие с 2007 года пользуется финансовой поддержкой из областной целевой программы развития машиностроения.
- Нам не страшно составлять всю необходимую документацию для получения средств областного бюджета, предназначенных на возмещение процентных ставок по кредитам, - признается председатель Совета директоров ОАО «Завод бурового оборудования» Александр Медведев. – Мы научились переигрывать бюрократов ими же средствами.
На встрече присутствовали и другие успешные машиностроители – из Саракташа, Орска. Но они подчеркнули, что сама процедура сбора «бумаг» слишком сложна, что порой просто не хочется терять время, чтобы добиться малозначительной помощи в рамках областной целевой программы. Кроме того, процесс согласования может занять до полугода, и само возмещение процентных ставок по времени изрядно затягивается.
Ситуация патовая: власть жалуется, что предприниматели не хотят воспользоваться финансовой помощью из регионального бюджета и, яко бы из-за этого, приходится возвращать деньги в бюджет области как не используемые, а бизнес таит обиду на власть, которая, по их мнению, не хочет поддержать своего производителя.
Как разорвать столь «порочный» круг? «За чем идти к губернатору и о чем с ним говорить?» - такой поворот темы произошел на совещании машиностроителей.
Представитель Ормето-ЮУМЗ порекомендовал правительству и профильному министерству при составлении целевой программы реально взвешивать инвестиционные планы предприятий, чтобы закладывать в бюджет более серьезные финансы для поддержки отрасли. Кроме того, необходимо упростить процедуру выделения средств, переняв опыт у АПК. Машиностроители во многом уповают на политическую волю губернатора, который должен убедить минфин отменить избыточные требования к получателю субсидий, тем более, не доводить их до абсурда, когда копеечная пеня становится непреодолимым препятствием для получения финансовой компенсации за полученный кредит на модернизацию.
Участники встречи говорили о том, что необходимо изучать и применять опыт соседних регионов России в региональной поддержке машиностроения, давать этой отрасли льготы как по налогу на прибыль, так и по налогу на имущество. И считать эти льготы – социально направленной политикой, потому как это способствует сохранению рабочих мест, повышению зарплат и укреплению доверия населения к власти. Было предложение о необходимости создания в области нового направления в машиностроении – экологического. Области необходима реализация идей, причем запатентованных и уже опробированных на практике, по созданию средств очистки сточных промышленных вод.
Тут возник диалог: предприятия нужно понуждать или стимулировать на создание и реализацию инвестиционных проектов, заинтересовывать в создании новых производств? Наверное, все три побудительные меры могли бы стать основой целевой программы. Но есть ли они сегодня там? Насколько дух Стратегии развития области до 2020 года проник в ОЦП?
Стоит отметить, что заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Дмитрий Старостин пришел на эту встречу со своей командой, которая активно вела диалог с руководителями отрасли. Кроме того, машиностроителям был представлен пакет предложений по внесению изменений в областную целевую программу «Модернизация машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2011-2015 годы» и Порядок оказания господдержки в рамках Программы. Министерство предлагает не только субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но и субсидии на уплату части лизинговых платежей, на возмещение части затрат на приобретение высокотехнологического оборудования, даже на возмещение части затрат на проведение маркетинговых исследований рынков сбыта и выставочную деятельность. Новостью является и намерение возмещать часть затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ или законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров. Кстати, справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пеней и санкций предлагается предоставлять на дату не ранее 30 дней до момента подачи заявки. Она должна быть заверена налоговым органом. А дополнительная справка от министерства финансов области должна быть исключена.
Подводя итоги встречи, стоит подчеркнуть позитивный настрой министерства. А вот готовность бизнеса не просто к диалогу, но и конструктивной работе над совершенствованием целевой программы, внесению в неё новых идей – вот этого явно не достает. Сумеет ли замминистра реализовать наброски пожеланий машиностроителей, переложив их на язык областного закона? Ясно одно: к подобным диалогам надо серьезно готовиться обеим сторонам.
Людмила Устимова