Олег Четвериков, директор НП «Оренбургское региональное агентство по поддержке малого и среднего бизнеса» вошел в Рабочую группу при Минэкономразвития России, которая будет заниматься разработкой рекомендаций для федеральных и региональных органов исполнительной власти по корректировке Федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса в условиях открытых рынков ВТО на 2013 год. Начало этой масштабной работы было положено на международной конференции, которую провело Министерство в Центральном Доме предпринимателя в середине февраля. Тему конференции – «Модернизация и инновации как стратегия интеграции малого и среднего бизнеса России в мировое экономическое пространство в условиях ВТО» - обсуждали представители департаментов Министерства, руководители регионов, муниципальных органов власти, объединений предпринимателей, а также зарубежные эксперты.
- Олег Константинович, как изменится наше экономическое пространство с вступлением России в ВТО? Что говорили об этом на конференции?
- Всемирную торговую организацию часто называют мировым «министерством торговли», которое опирается на принцип свободы торговли. Однако эксперты считают, что по сути система и «право ВТО» в преобладающей степени отражает государственные интересы группы развитых экономик. Этот сдвиг стратегических интересов, очевидно, будет преодолен в пользу развивающихся стран, но для этого необходимо пройти путь осознания международным сообществом глобальных наднациональных ценностей. ВТО считает своей стратегической целью создание и развитие комплексного международно-правового института «права экономического развития».
Но пока для России есть как плюсы, так и минусы от членства в этой международной организации. Эксперты считают, что позитивных моментов все же больше. Для нас положительным моментом становится снятие дискриминационных ограничений выхода на внешние рынки. Россия получает возможность компенсаций за ущерб, нанесенный расширением ЕС. Очевидно, вступление в ВТО устранит диспаритет между Россией и уже вступившими туда странами СНГ (Грузия, Украина, Молдавия). У нас появляется право участия в выработке общих обязательных правил этой организации с учетом интересов РФ.
Эксперты считают, что наибольшие преимущества получат металлургия, производители химических удобрений, нефтяная и газовая промышленность. А вот проигравшей стороной могут быть машиностроение, пищевая и легкая промышленность, фармакология. Поэтому бизнес-сообществу и власти надо сосредоточиться на выработке общих стратегий, которые компенсируют угрозы.
Не трудно предположить, что экономическое пространство будет стремительно изменяться, столкнувшись с ростом конкуренции, вероятным монопольным захватом ключевых рынков, поглощением части слабых компаний сильными игроками. Дешевый импорт будет способствовать закрытию неконкурентоспособных производств, а значит, и росту безработицы. В принципе, эти процессы характерны для всех государств с развивающейся экономикой, вступивших в ВТО. Но единые правила этой организации позволяют национальным экономикам концентрироваться на развитии своих самых конкурентоспособных отраслей и таким образом становиться сильными.
- Россия много лет вела переговорный процесс о вступлении в ВТО, и вот уже решение принято, но создается впечатление, что мы потеряли время и сегодня не готовы начать этот путь без лишних потрясений. Общаясь как с представителями бизнеса, так и региональной власти, приходишь к выводу о том, что у них не сформировались планы последовательных действий, стратегии в рамках ВТО. С чего начать?
- С информирования о ВТО и возникающих правах и обязанностях как для бизнеса, так и власти. Мы будем рекомендовать правительству области, администрациям муниципальных образований создавать рабочие группы и межведомственные комиссии, которые обязаны анализировать проблемы, прогнозы новых вызовов, конвертировать косвенные механизмы господдержки бизнесу. Не секрет, что Россия взяла на себя обязательства, по которым, к примеру, запрещено прямое субсидирование экспортеров, на поддержку сельского хозяйства с 2018 года мы можем потратить не более 4,4 миллиарда долларов. Как компенсировать эти потери? Необходима корректировка приоритетов прямых механизмов господдержки малому и среднему бизнесу.
- Мне показалось, что в стратегии Минэкономразвития РФ по интеграции малого и среднего бизнеса в мировое экономическое пространство ключевая роль отводится модернизации и инновациям. Но бизнес в одиночку не потянет эти грандиозные проблемы. Нужен какой-то механизм, «паровоз».
- Этот механизм уже давно известен – это создание селекционной цепочки формирования объектов инфраструктуры бизнеса: бизнес-инкубаторы – технопарки – технопарки высоких технологий – промышленные парки – агропромышленные парки – промышленные кластеры – особые экономические зоны.
На конференции было много презентаций подобных проектов, мне особенно запомнился проект Минэкономразвития и Минсельхоза «Агропарк переработки 10 тыс. тонн арбузов в год», который реализуется в Быковском муниципальном районе. У нас, как и в Волгоградской области, тоже растут арбузы, и мы могли бы скопировать этот проект. Что он предусматривает? Создание предприятий по глубокой переработке арбузов и производства соков, концентратов, лекарств, мороженого, косметики. Естественно, в этот проект входят объекты инфраструктуры, сервисный и логистический центры.
Кстати, волгоградцы собираются создавать особую экономическую зону «Волжский машиностроительный парк» на территории ЗАО «Волжанин». Есть у них программа развития объектов придорожного сервиса на автодорогах общего пользования, которая предусматривает создание «зеленых» турстоянок, зон отдыха. Важно подчеркнуть, что региональная власть наладила тесное взаимодействие с федеральными министерствами, участвует в «пилотных» проектах, заключает двухсторонние соглашения с представителями деловых кругов и не боится брать на себя обязательства по ускоренному формированию региональной инфраструктуры для развития бизнеса.
- А какая роль отводится в процессе интеграции малого и среднего бизнеса в ВТО негосударственным структурам поддержки бизнеса?
- В принципе, любая структура должна задуматься о собственной программе действий. К примеру, Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса по инициативе Российской сети трансфера технологий и Союза инновационно-технологических центров России будет реализовывать проект «Развитие региональных ЕИКЦ». Кстати, в Оренбурге уже создан филиал Европейского информационного корреспондентского центра на базе НП «Оренбургское региональное агентство по поддержке малого и среднего бизнеса». Наша цель – способствовать интеграции оренбургской экономики в европейскую. Содействие установлению прямых связей с зарубежными партнерами, продвижение оренбургских компаний на западный рынок, реализация проектов по бизнес-кооперации, поддержка инновационного бизнеса, информационная поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. Кстати, Евро Инфо Корреспондентский Центр предоставляет свои услуги предпринимателям бесплатно. Его деятельность финансируется из федерального и областного бюджетов, причем на выгодных для Оренбургской области условиях, в пропорции 80 на 20 процентов.
- Олег Константинович, какую программу наметили для себя как члена Рабочей группы при Министерстве экономического развития России?
- Думаю, необходимо провести серию «круглых столов», совещаний с представителями малого и среднего бизнеса Оренбуржья, региональной и муниципальной власти, чтобы обсудить возможности и перспективы выхода малых и средних предприятий на международные рынки в условиях ВТО. Еще одна тема – внедрение инноваций и доступ к финансовым ресурсам как фактор повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Сегодня очень важно развивать инфраструктуру поддержки внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий и в этом деле тоже опираться на частно-государственное партнерство. Кстати, со своими предложениями о проведении тематических семинаров, «круглых столов» я обратился в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Со своей стороны мы можем взять на себя инициативу и пригласить в Оренбург ведущих российских экспертов в области внешнеэкономических связей и ВТО. Сегодня как для бизнеса, власти, так и государства в целом очень важно выработать стратегию повышения своей конкурентоспособности, чтобы те позитивные ожидания от вступления России в ВТО оправдались.