Прокуроры, осуществляя надзор за исполнением земельного законодательства, уделяют особое внимание вопросам соблюдения требований законодательства об использовании земель сельскохозяйственного назначения. По данным регионального министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в последние годы в Оренбургской области не используется 1,2 млн. га сельхозугодий, что составляет около 10% всей площади земель этой категории. Брошенные земли утрачивают свои плодородные качества, приходят в негодность.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На обеспечение исполнения этих обязанностей направлены меры административной ответственности, предусмотренные статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 1.1 данной статьи собственники, арендаторы, землевладельцы, землепользователи несут ответственность в виде штрафа за длительное (в течение трех и более лет подряд) неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
С целью усиления ответственности за такое правонарушение Федеральным законом от 03.02.2014 № 6-ФЗ изменен порядок определения размеров административных штрафов, налагаемых на нарушителей.
По новым правилам штрафы рассчитываются в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, и составляют:
для граждан – от 0.3 до 0.5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 3 тысяч рублей;
для должностных лиц – от 0.5 до 1.5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;
для юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
При этом согласно части 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф для всех категорий лиц в данном случае не может превышать пятьсот тысяч рублей.
Указанным Федеральным законом полномочия по возбуждению и рассмотрению административных дел указанной категории переданы Россельхознадзору. До внесения изменений эти полномочия принадлежали Росреестру.
Следует напомнить, что кроме применения указанных мер административного воздействия, Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность изъятия земельных участков у собственников.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона земельный участок может быть принудительно изъят у собственника в судебном порядке, если последний в течение трех лет и более подряд не использует его для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В указанный срок не включается срок, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Принудительное изъятие земельного участка в указанном случае может осуществляться при условии продолжения его неиспользования после назначения административного наказания.
Отдел по надзору
за исполнением законодательства
в сфере экономики и экологии
21.05.2014