Важнейшей задачей органов местного самоуправления назвал Губернатор области Юрий Берг совершенствование оказания государственных услуг населению и призвал Правительство области удерживать эту тему в центре внимания. Этот вопрос был назван одним из приоритетов Стратегии развития Оренбургской области до 2015 года.
- Максимум возможностей и максимум удобства для людей при получении государственных и муниципальных услуг – такова ключевая идея 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», - обозначил приоритеты министр экономического развития, промышленной политики и торговли области Вячеслав Васин. 20 декабря он провел брифинг, где прокомментировал промежуточные итоги реализации вступившего в силу всего полтора года назад закона.
Министр отметил, что документ дал определения таким понятиям, как государственная и муниципальная услуга, заявитель, административный регламент, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставление услуг в электронном виде и портал государственных услуг, а также описал отношения, возникающие между заявителем и структурами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги.
В комментариях он подробно он остановился на тех положениях 210-ФЗ, исполнение которых непосредственно отражается на форме и качестве оказываемых гражданам услуг. По его мнению, таковых насчитывается три. Первое - формирование заявителем пакета документов, необходимых для получения услуги, второе - создание и работа многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, третье - получение услуги в электронном виде.
Вячеслав Васин пояснил, что для получения той или иной услуги заявитель, будь то гражданин или юридическое лицо, должен самостоятельно представить определенный пакет документов. В июле этого года федеральный законодатель четко разграничил эти документы (сведения) на три группы.
Прежде всего, это документы «личного» характера, то есть паспорт, водительские права, учредительные документы и т.п. Полный перечень таких документов включает 18 наименований.
Следующая группа - документы «неличного» характера. Они выдаются заявителю как государственными, так и коммерческими организациями для получения услуги самостоятельно. В качестве наглядного примера министр назвал экспертизу на проектную документацию. Перечень необходимых и обязательных услуг, в результате которых заявитель получает документы «неличного» характера, требуемых в свою очередь для получения государственных услуг от федеральных органов власти, утвержден постановлением Правительства РФ от N 352 в мае текущего года. Он также добавил, что на областном уровне утверждение аналогичного перечня состоится в ближайшее время. Последнюю группу составляют документы и сведения, хранящиеся в органах власти различного уровня.
– Особенность состоит в том то, что органы власти не вправе требовать их с заявителя, а обязаны получить по каналам межведомственного взаимодействия, - рассказал Вячеслав Васин. - Например, индивидуальный предприниматель не обязан обращаться в налоговые органы за выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, чтобы представить ее в министерство в пакете документов на получение лицензии. Мы сами запросим выписку у налоговых органов. Впрочем, прав запрашивать документы для получения тех или иных услуг самостоятельно предприниматели вовсе не лишаются, - объяснил он. – Но для того, чтобы все заработало, необходимо организовать межведомственное и межуровневое взаимодействие. Федеральные структуры согласно 169-ФЗ начали действовать в этом режиме уже с 1 октября 2011 года, а для регионов и муниципалитетов дедлайн наступит в июле следующего года.
Ускорить обмен информацией в ближайшем будущем позволит Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Для ее формирования на федеральном Уровне внесены изменения более чем в 40 законов, регулирующих деятельность федеральных органов власти. Все они направлены на устранение препятствий для межведомственного обмена документами, необходимыми для предоставления государственных или муниципальных услуг. Ведется законотворческая деятельность и на региональном уровне.
Однако особое значение Вячеслав Васин придал другой важнейшей составляющей процесса межведомственного взаимодействия - его проектированию. Для этого органы власти всех уровней по услугам, требующим межведомственного взаимодействия, составляют технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ), представляющие собой описание технологического процесса прохождения информации по системе межведомственного электронного взаимодействия. - Накануне на заседании комиссии по проведению административной реформы в области одобрены завершающие технологические карты по семи услугам, требующим межведомственного и межуровневого взаимодействия. Всего же таких услуг насчитывается 37. Параллельно идет работа по заполнению карт на муниципальные услуги, - сообщил министр.
Он заострил внимание журналистского сообщества на том, что результаты мониторинга деятельности федеральных, региональных и местных властей в этом направлении еженедельно выкладываются на сайте ИА «Интерфакс» в разделе spravknet.
Вячеслав Васин напомнил также, что для формирования и обработки запросов в системе межведомственного электронного взаимодействия в области создан удостоверяющий центр.
Одной из актуальных форм предоставления государственных и муниципальных услуг населению, требующей пристального внимания со стороны минэкономразвития области, является созданный под его эгидой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ГАУ «Оренбургский МФЦ».
В свое время ГАУ «Оренбургский МФЦ» начал работать по принципу «одной двери» по абсолютно объективным причинам, высказал уверенность глава областного ведомства, подчеркнув при этом, что формат «одной двери» постепенно сменяется форматом «одного окна». Выделен зал, где операторами являются непосредственно сотрудники ГАУ «МФЦ», принимающие документы для оказания более чем 25 услуг. Со всеми участниками многофункционального центра достигнуты договоренности, либо подписаны соглашения на передачу отдельных полномочий МФЦ.
- К сожалению, федеральное законодательство далеко не всегда позволяет передавать функцию приема документов для оказания государственных услуг сотрудникам МФЦ., - посетовал Вячеслав Васин. - Но законодательство меняется, и в ближайшее время мы ожидаем нового шага в этом направлении. В случае внесения изменений в 210-ФЗ МФЦ станет полноправным участником процесса межведомственного взаимодействия, и получает право организовывать предоставление услуг на основе электронных запросов к информационным системам органов власти.
В этой связи Вячеслав Васин выразил удовлетворенность тем, что федеральный законодатель намерен и впредь создавать условия для работы МФЦ по принципу «одного окна». Минэкономразвития РФ выпущены Методические рекомендации по организации МФЦ, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги в МФЦ могут предоставляться четырьмя способами.
Первый - прием и выдача документов осуществляются сотрудниками МФЦ. Для исполнения документ передается в федеральные, региональные или местные органы власти. Второй - прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются МФЦ самостоятельно, без передачи документов в иные органы и организации, с использованием информационных систем федеральных, региональных и местных властей. Следующий - МФЦ оказывает содействие заявителю при личном обращении в получении государственной или муниципальной услуги в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг. Последний - при наличии ограничений, предусмотренных федеральными законами, для предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, прием, обработка и выдача документов (информации) могут осуществляться в МФЦ непосредственно сотрудниками федеральных, региональных и местных властей, для которых организуются специальные рабочие места. По словам министра, для МФЦ в Оренбурге наиболее актуальным в среднесрочной перспективе представляется третий способ – обслуживание заявителей через Единый портал государственных и муниципальных услуг
- При этом мы должны понимать, что расширение перечня услуг – это дополнительная нагрузка на бюджет области, поскольку часть затрат на реализацию федеральных и муниципальных полномочий область принимает на себя, - считает В.Васин.
- Кроме Оренбургского МФЦ на территории области функционирует два муниципальных многофункциональных центра - в Бугуруслане и Новосергиевке, оба они открылись в текущем году. «Стратегией 2015» предусмотрено открытие еще двух МФЦ в городах Орске и Бузулуке. Этому вопросу министерство уделит особое внимание, - пообещал руководитель и ответил на вопрос журналиста телеканала «Планета» Виталия Дерябина «почему не открываются МФЦ во всех райцентрах области». – На наш взгляд, более перспективным направлением является переход на электронные услуги, но если муниципальные власти посчитают необходимым предоставлять услуги в центре, а федеральные структуры присоединятся к этой идее, министерство обязательно поддержит инициативу.
«Порядок с приемом документов в зале Росреестра в МФЦ наведен, но как долго его удастся подержать» - задала вопрос журналист телекомпании ГТРК «Оренбург» Алена Бабенко. Журналистов телекомпании «Орен-ТВ» более волновал вопрос о том, какие меры можно принять для оптимизации работы по предоставлению госуслуг Управления «Росрегистрации» по Оренбургской области. Они лично убедились в том, что основные проблемы в ГАУ «Оренбургский МФЦ» возникают из-за сбоев в работе данной федеральной структуры.
Вячеслав Васин поделился с журналистами своими наработками. – Мы предложили установить в залах МФЦ видеонаблюдение с on-line трансляцией на сайт министерства, чтобы не только я, но и руководитель ведомства, и каждый оренбуржец могли наблюдать за происходящим в режиме реального времени. Министр считает, что это и дисциплинирует сотрудников, и поможет в поиске новых управленческих решений. – Руководство МФЦ уже вышло с предложением задействовать на приеме документов «Росреестра» своих сотрудников. Считаем, что это поможет снять проблему очередей, - поделился Вячеслав Васин. Кроме того, на одном из недавних совещаний с приглашением представителей силовых структур им было предложено изучить ситуацию с точки зрения нарушения действующего законодательства, в частности, пресечь попытки незаконного предпринимательства. В настоящее время руководством МФЦ предпринят ряд мер по совершенствованию логистики потоков заявителей. Так, утренних посетителей на входе встречают работники МФЦ, которые консультируют граждан по видам услуг и помогают получить талон электронной очереди. Удалось снизить и продолжительность очередей на вход в зал Росреестра. – Но все это паллиативные меры, - говорит Вячеслав Васин. Он рассчитывает, что с переводом услуг в Интернет очереди существенно уменьшатся.
Министр рассказал, что перечень первоочередных государственных услуг, подлежащих переводу в электронный вид и этапы этой работы утверждены Правительством РФ в конце 2009 года. Всего таких этапов выделено пять, уже полностью завершено – два.
В ходе первого - информация об услугах появилась в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг. Еще до 1 декабря 2010 года в области в него вошли 11 государственных и 40 муниципальных услуг.
Второй этап продлился до 1 января 2011 года и предполагал размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг форм заявлений и иных документов, необходимых для получения услуги. В настоящее время в открытом доступе имеется информация по 138 муниципальным и 108 государственным услугам
Окончание третьего этапа намечено на 1 июля 2012 года, в этот период предстоит обеспечить возможность для заявителя подавать пакет документов в электронном виде.
Четвертый этап завершится 1 января 2013 года. К этому времени Правительство области обязано реализовать надежные технические решения для индивидуального мониторинга заявителем процесса предоставления требуемой услуги с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Итогом пятого, согласно Постановлению Правительства РФ, станет возможность получить результаты услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Контрольный срок прохождения - 1 января 2014 г.
В настоящий момент область находится на 3 этапе перевода услуг в электронный вид. Сформирован Сводный реестр государственных и муниципальных услуг Оренбургской области. В тестовом режиме работает портал государственных и муниципальных услуг Оренбургской области, на котором имеется вся необходимая информация о 262 федеральных услугах, 104 региональных услугах и 1319 муниципальных услугах.
В августе принято Постановление Правительства Оренбургской области N 769-пп «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Оренбургской области» на 2012–2014 годы». Оно предусматривает совместные с Аппаратом Губернатора и Правительства области программные мероприятия по переводу услуг в электронную форму. Общая сумма ассигнований на эти цели За три года составит 57,0 млн. рублей.