В повседневной жизни все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - приобретаем необходимые товары и продукты питания, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п. Однако в некоторых случаях мы не знаем, как себя правильно вести, на чьей стороне закон.
Одна из интересных бытовых ситуаций может возникнуть с нами в магазине при покупке продуктов. Например, случалось ли с вами такое?: идете по магазину, выбираете покупку. Увидев нужную вещь, тянетесь за ней и легким движением руки… сметаете её на пол. На звон разбитого товара тут же "слетаются" охранники, администратор и просто зеваки. Краснея, пытаетесь доказать, что вас тут и в помине не было, а эта баночка упала совсем случайно. Разумеется, те и слушать не хотят и просят оплатить "покупку".
Как же быть в такой ситуации?
В этой ситуации необходимо знать, что если Вы случайно, без умысла, повредили принадлежащий магазину товар до момента его оплаты, например, задели стоящую на прилавке банку сока, и она разбилась, то сотрудники магазина не вправе требовать у Вас оплаты ненамеренно испорченного товара.
Согласно ст. 459 Гражданского кодекса РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю, т.е. когда продавец выдаст кассовый чек. Как правило, в стоимость товара уже включен риск случайной утраты товара или его товарного вида.
Однако это не повод для умышленного повреждения товаров в магазине. В случае, если будет доказан умысел на повреждение имущества, то тут уже будет действовать статья 1064 Гражданского кодекса РФ: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Поэтому перебить весь ассортимент в магазине и уйти, не заплатив, не получится.
Таким образом, отправляясь в магазин, будьте очень внимательны. Но если неприятность все-таки случилась, успокойтесь и спокойно сообщите администратору или продавцу об инциденте, не забывая о своих правах.