В развитых странах мира аналогичным краткосрочным программам уделяется достойное внимание. Так, в США Lifelong Educafion – «непрерывное образование» охватывает около 20 млн человек в год и стоит порядка 200 млрд долларов. Каждый специалист регулярно проходит повышение квалификации, тратя на это 10-15 % рабочего времени. Этот процесс серьезно стимулируется: зарплата специалиста даже в рамках одной должности может возрасти почти вдвое.
«ФЭБ» провел свой анализ оренбургского рынка бизнес-образования и пришел к интересным выводам.
Самый объемный сегмент оренбургского бизнес-образования — краткосрочное обучение — переживает кризис жанра. Сократилось число наиболее денежных заказов — корпоративного обучения линейных сотрудников. Причем, как отмечают участники рынка, большинство курсов на рынке малотехнологичны, плохо адаптируются под конкретные задачи и редко обновляются.
- Основным препятствием в развитии рынка бизнес-образования является и квалификация тренеров, консультантов. Важно, чтобы ведению бизнеса обучали люди, имеющие долгосрочный положительный результат своего бизнеса. К сожалению, нередко тренером или консультантом становятся те, у кого либо не было своей компании, либо она закрылась, - дополняет Оксана Мокроносова, ведущий тренер-консультант «ЦО «Деловая инициатива».
- Кризис резко повысил конкуренцию, что привело к новой волне демпинга. И эта волна с приходом на рынок все новых и новых компаний-провайдеров не ослабевает. Одновременно на рынке пагубно сказывается нехватка профессиональных преподавателей, число которых в кризис сократилось. А большинство талантливых новичков, как только набирают опыт, предпочитают уходить в корпоративный консалтинг или начинают зарабатывать в соседних регионах, где меньше конкуренция, — подтверждает бизнес-тренер ООО «Комильфо-Студио».
По словам участников рынка, в областном центре, что называется, на слуху порядка 20 компаний, оказывающих услуги краткосрочного обучения для бизнеса в Оренбурге. Из них, как уверяют игроки рынка, только половина дает действительно качественные знания.
С элементами шоу
Одним из прямых причин кризиса на образовательном рынке стал рост интереса клиентов к компактности и мобильности учебных программ. Экономическая ситуация такова, что длительное планирование не работает, а значит, труднее и с долгим обучением, уверены эксперты. Но эта тенденция сама по себе не привела к росту популярности краткосрочных программ: напротив, она сработала в пользу проектов среднесрочных, модульных учебных курсов вроде miniMBA, а также различных управленческих программ, в том числе по проектному менеджменту, доля которых как раз серьезно выросла.
В сфере краткосрочных программ сосредоточена большая часть предложений рынка (по приблизительным подсчетам — 76 %). При этом доля среднесрочных программ составляет 19 %, долгосрочных — 5 %.
- Сегодня наиболее востребованные обучающие курсы продолжительностью от 8 до 40 часов, - говорит Владимир Дорогин, директор Учебно-делового центра Союза «Торгово-промышленная палата Оренбургской области». – Практикуем однодневные семинары по 6-8 часов – то есть самые оптимальные по цене и времени. Кстати, наш центр один из немногих, который не стал повышать цены на данный семинар, с 2009 года его стоимость сохраняется на уровне 2596 рублей.
Растет доля тренингового формата. Косвенным доказательством этого является тот факт, что в более перспективном корпоративном краткосрочном обучении тренинги составляют почти половину мероприятий, примерно по четверти приходится на семинары и другие формы, замечают эксперты.
- Что касается тематики, то особенной популярностью в рамках краткосрочного обучения пользуются программы в области организации продаж, управления предприятием, качеством, диагностики бизнеса, продвижение бренда, - поясняет Ольга Аминова, руководитель Бизнес–центра «Прайд-Консалтинг». - Все, кто пророчили серьезные изменения на рынке, рост популярности новых программ, например, по управлению впечатлениями, эмоциональному менеджменту или партизанскому маркетингу, оказались не правы.
Спрос в краткосрочном формате не меняется, основное изменение сосредоточилось вокруг индивидуальных характеристик преподавателей, чья роль чрезмерно выросла в ущерб технологичности обучения. А чтобы создать ощущение развития рынка, большинство преподавателей разнообразили свои программы с помощью элементов шоу, игры и прочего фана, раскрывают секреты участники рынка.
После кризиса
Еще одним обстоятельством, ударившим по краткосрочному формату, стало увеличение доли внутреннего корпоративного обучения. До кризиса на рынке более половины краткосрочных программ составляли мероприятия открытые: сборные семинары и тренинги.
Однако, как отмечают старожилы рынка, наибольший ежегодный прирост еще с 2006 года давали именно закрытые корпоративные проекты. Причем если до 2008 года речь шла преимущественно о спросе со стороны промышленных предприятий, то после кризиса — производственных и торговых компаний, сферы сервиса, логистического бизнеса, банков. Теперь компании уровня крупного и даже среднего бизнеса вновь запустили замороженные в кризис внутренние учебные центры и тем самым сделали неактуальным большую часть стандартного предложения на рынке. В результате стали исчезать запросы на корпоративное обучение.
По наблюдениям экспертов, 40 % организаций, которые в кризис сократили расходы на внутреннее обучение, за последние два года вернули их практически на прежний уровень.
В отличие от дефицита новых форматов, назревавшего длительное время, другая проблема оказалась совсем неожиданной. Игроки рынка краткосрочного бизнес-образования испытали на себе конкуренцию бизнес-школ, продающих долгосрочное обучение. Причина в том, что лидеры рынка «больших» программ, вроде MBA, решили изменить акценты в продвижении учебного продукта.
Почти «бесплатно»
В принципе тренинги и семинары не конкурируют с долгосрочными учебными курсами, ведь они решают принципиально разные задачи заказчика. Образовательные центры, работающие на двух этих различных рынках, мирно сосуществуют и практически не пересекаются.
Основные игроки на рынке долгосрочного обучения запустили проекты разнообразных клубов, деловых встреч, кейс-сессий и т. п. Но показателен даже не столько рост числа мероприятий, сколько то, что большинство из них бесплатны или почти бесплатны, используется термин «условно платная встреча» с чеком участия до 1000 рублей с человека. При этом инвестиции в проведение таких встреч растут, виды ивентов становятся разнообразнее: от крупных выездных мероприятий с приглашенными «звездами» различного уровня, рассчитанных на несколько сотен слушателей, до камерных клубных встреч и интерактивных конференций.
Продвигая свой продукт с помощью бесплатных или почти бесплатных промомероприятий, они заметно портят рынок игрокам в краткосрочном сегменте. Чем выше качество этих мероприятий, тем сложнее находить клиентов на платные краткосрочные курсы, снижается мотивация платить за отдельные курсы, поясняют эксперты.
Однако некоторые эксперты отмечают, что из-за одновременной и резко развернувшейся активности сразу многих крупных игроков на рынке (если учесть, что многие предприниматели предпочитают обучаться не только в Оренбурге, но и соседних регионах, крупных городах, - прим. авт.) стремительно возросла плотность различных одно- и двухдневных образовательных деловых мероприятий. Причем все более качественных. Получается, что образовательные центры, чей бизнес — зарабатывать именно на краткосрочном обучении, оказались под ударом маркетинговых акций бизнес-школ, с которыми никогда не конкурировали. Причем совершенно очевидно, что это «клубное» направление продвижения услуг выгодно для крупных бизнес-школ, они будут продолжать его развивать и вкладывать в него время своих преподавателей и рекламные бюджеты. Такая конкуренция для рынка, конечно, не смертельна, но крайне пагубна.
В итоге сумма неблагоприятных факторов создала для рынка краткосрочного бизнес-образования опасную ситуацию. На фоне общего снижения спроса, высокого уровня конкуренции и дефицита авторитетных преподавателей игроки, чтобы сохранить свои позиции, вынуждены сузить круг тем, сосредоточиться на популярных и избитых форматах и проверенных именах бизнес-тренеров; а также ориентироваться на поправки в законодательстве, в частности касающегося ведения бизнеса, изменений норм и требований надзорных и прочих органов – организовывать, что называется, «обязательные» обучающие курсы, как то: по технике пожарной безопасности, опасным отходам, государственному и муниципальному управлению и прочие.
- В начале текущего года, работая на консалтинговых проектах, заметили переживания, связанные с политической и экономической ситуацией. Поэтому тогда пользовались популярностью темы об особенностях управления и приоритетах во время кризиса, - добавляет Оксана Мокроносова, ведущий тренер-консультант «ЦО «Деловая инициатива».
Экспериментировать в краткосрочке — непопулярно и слишком рискованно. Но отсутствие «экспериментов», помогая отдельным образовательным центрам, вредит рынку в целом. Ведь для создания ощущения обновления и развития все чаще приходится вместо содержательной составляющей и новых методик добавлять в программы, как упоминалось ранее, элементы шоу. Но такие добавки правильно умеют использовать только преподаватели-профессионалы. В остальных случаях, которых большинство, этот подход еще больше дискредитирует эффективность всего краткосрочного образования, уверены эксперты.